Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Образование будущего, или Проектирование образовательного стартапа в формате телешоу
eurekanext
Тарасенко_ЖЖ
Не сезон
По традиции, август не самый быстрый и оживленный месяц в плане деловой активности, но и при этом все действа, площадки многих событий переезжают за город, в лес, к морским берегам – ближе к живой, солнечной и оздоравливающей среде. Какие-то сообщества проводят неделю проективного прогнозирования образовательных практик на пароходах, какие-то детско-взрослые группы на недели, месяц уезжают в лагеря. А у меня, задержавшегося в каменных и плиточных московских джунглях, получилось попасть на мероприятие, организованное центром Digital October – «Цифровой Октябрь».
Формат мероприятия – телешоу, содержательная задача – разработка концепции, плана развития образовательного стартапа, разложив проект на этапы – содержательной подготовки, выбора аудитории и форматов продвижения, поиска ресурсов и обозначения рисков.

Если вдруг кто-то не знаком с деятельностью центра Digital October, но интересуется околотехнологическими трендами, новыми экономическими форматами организации бизнеса, а также открытиями и инновациями в области медиа, культуры, образования – подскажу, что здесь постоянно проводятся очные мероприятия и трансляции, лекции, дискуссии с участием известных мировых специалистов, молодых разработчиков успешных проектов-стартапов (подробнее о центре – http://digitaloctober.ru/).

F_1

«Эпизод шестой»
На мероприятие с названием «Октябрьская эволюция», эпизод шестой: «Образование будущего» (своеобразное название серии мероприятий Digital October), в экспертную группу были приглашены представители медийного и интернет-бизнеса с опытом успешных запусков или инвестирования проектов в области образования. Среди них: Василий Гатов, руководитель МедиаЛаб «РИА Новости» и идейный вдохновитель стартапа Westudy.in, Александр Альперн, основатель компании Webinar.ru, Егор Руди, CEO Eruditor, соинвестор проекта LingvaLeo, Юлия Лесникова, директор образовательных программ центра Digital October.
Перед началом работы над проектом аудитория и эксперты поделились своим опытом прохождения онлайн-курсов. И, как оказалось, не было особенно восторженного и зашкаливающего мнения о том, что онлайн-курсы (формата МООС, или обычные видеоуроки) – это «наше все». Да, были озвучены примеры обучения на «ХанАкадемии» математическому английскому, практика игры на фортепиано с американским преподавателем, известный уже многим формат поддержки своего английского языка с носителем по скайпу, но был и пример, отзыв рядом со мной сидящего молодого человека, который сказал: «У меня не хватило терпения на восьминедельный курс Edex по финансам, бросил его уже на второй неделе и вместо него прочитал необходимую книгу».
Следующее, что отметили участники, – видимый дефицит мотивации, сподвигающих и организовывающих инструментов-толчков для множества слушателей онлайн-курсов. С одной стороны, есть категория слушателей заведомо самодостаточных, с четкой мотивацией, которым не нужны какие-то дополнительные внешние посылы, и с другой – есть понимание, что необходимый инструмент уже давно существует – это геймификация, успешно применяющаяся как в образовании, так и в коммерческих сферах.

«0+» в минусе
Что ж, было любопытно узнать, какие идеи для образовательного стартапа предложат эксперты. Первой задумкой была образовательная среда для детей практически возраста «0+» – интерактивные умные кубики, роботизированные персонажи, которые взаимодействуют с ребенком в зависимости от его поведения и т.д. Но идея не получила поддержки ни у самих экспертов, ни у аудитории из-за потенциальной дороговизны проекта (материального производства) и неясности экономической перспективности (платежеспособности целевой аудитории в лице детей возраста 0+, понимая, что за ними стоят родители).
В общем, идея придумать что-то вместо AngryBirds или подобного игрового продукта, который мало в чем развивает ребенка, но где родители отсчитывают на такие продукты достаточные суммы, не воодушевила участников.

F_2

Корпорации
Вторая идея была посвящена корпоративному обучению, точнее, разработке агрегатора онлайн-курсов по заданной профессиональной области, который включал бы в себя современный контент, инструменты персонализации и т.д.
Разработка адаптивных пакетов онлайн-курсов для каждого сотрудника, системы подбора образовательных и практических кейсов под запрос конкретной профессиональной группы специалистов экспертами противопоставлялась существующим сегодня массовым очным курсам повышения квалификации, которые редко учитывают запросы и особенности своей аудитории, редко бывают эффективными и в итоге востребованными. Но результат голосования аудитории телешоу оказался не в пользу данного проекта.

Machine-learning рейтинг
В конце концов, поддержку аудитории получил третий концепт – «Профессиональный рейтинг». За основу механизма построения рейтинга было предложено машинно-обучающее многоуровневое тестирование, а в качестве конкретной профессиональной пилотной группы была взята профессия digital-маркетолога, которую представляют специалисты, живущие и работающие практически онлайн, и отсюда максимально доступные для пилотного проекта.
В качестве задач «Профессионального рейтинга» были названы: оформление между работодателем и работником рабочих, контрактных отношений нового уровня, оформление единой процедуры признания, подтверждения уровня профессионализма, компетенций, деловой репутации персонала.
Также было предложено подружить систему рейтинга с партнерскими ресурсами, представляющими онлайн-курсы по заданной области, для обеспечения необходимого «подтягивания» специалистами своего уровня. Забегая вперед, скажу, что сами эксперты недооценили, что т.н. aссесмент как комплексная система оценки персонала не очень дешевое удовольствие, что академическими силами преподавателей, например, здесь не обойтись, а для описания «автоэкспертной» системы понадобится привлечь не один десяток гуру, включая дорогих мировых лидеров в заданной области.
Но в группе экспертов Егор Руди постарался уверить аудиторию, что сегодня появляется достаточное количество качественных программных систем для обеспечения машинно-самообучающегося тестирования. Такой вариант был, к слову, предложен им и для реализации процедур ЕГЭ, когда ученик не посвящает линейному тесту (одного уровня сложности) долгих четыре часа, а, отвечая/не отвечая на задачи mashine-learning системы, а уходит каждый раз на тот или иной уровень, например, уже не возвращается на упрощенный уровень «А», если смог преодолеть порог задач определенного уровня и т.д.
Идеи для продвижения и ресурсы для своего концепт-проекта эксперты достаточно быстро обозначили – ну хотя бы в силу уже имеющегося опыта запуска реальных онлайн-бизнесов и имеющихся связей с т.н. посевными фондами, обеспечивающими первичный запуск проектов до состояния MVP (minimal viable product – минимально жизнеспособный продукт).

Риски
Эксперты обозначили и риски в развитии новой системы профессионального рейтингования, такие как сложность охвата и учета всех показателей в программной системе тестирования и временные затраты на признание сообществом такого рейтинга, а также то, что любой рейтинг – это «оценка с историей», а история может длиться не один год, и что случаи какой-либо дискретизации рейтинга – технические накрутки и какие-либо другие факторы могут нивелировать систему в целом, закрыв такой проект-стартап.

F_3

Отступление про стандарты
Между тем на следующий день после события в DO фрагментами я слушал трансляцию из ФИРО – обсуждение проекта профессиональных стандартов в образовании.
Как известно, сейчас такие стандарты прорабатываются множеством профсообществ (с координационным центром в Министерстве труда) – и идея построения распределенной системы (в т.ч. онлайн-формата) рейтингования как одного из возможного механизма и процедуры сертификации педагогов – показалась мне достаточно актуальной и перспективной.
Задача организации системы, позволяющей оформить прозрачные, эффективные, доверительные рабочие отношения работодателя и работника, при этом исключая множество экономических, организационных потерь, просто случаи кадровых ошибок – и опять же в ситуации настоящего кадрового дефицита – на мой взгляд, является достаточно актуальной во многих сферах.


К чему пришли
Нужно понимать, что взрослые игры в такое проектирование в среде технологических, ИТ-сообществ очень быстро переходят в стадию «как мы заработаем на проекте, какими будут первые, посевные инвестиции». Т.е. в проработку задач монетизации, когда сам продукт, его содержание еще не получило своего законченного оформления. А дальше при определении аудитории проекта, ее пользователей – скорое склонение к максимально платежеспособной аудитории, 25–45 лет – или потому, что участникам бывает сложно, возможно, просто не под силу раскрыть, как проект будет зарабатывать на детской аудитории «0+», школьниках или людях пенсионного возраста.
В господдержку здесь мало кто по-настоящему верит и вообще о ней говорит – отсюда и острые вопросы и задачи выживаемости и эффективности проекта уже на первых стадиях развития.

Аудитория
Справедливости ради скажу что, по окончании мероприятия в свободном разговоре с экспертами, в частности с Юлией Лесниковой, проявилось понимание, что нужно искать и обращаться к разным аудиториям. Например, как с помощью массовых онлайн-курсов или иных образовательных технологий переквалифицировать армию частных охранников (более 700 тыс. по РФ) в категорию специалистов иного уровня (социального уровня), передав их функции автоматизированным системам. Или как можно было бы людям, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, включая трудных подростков, предложить пройти образовательные (профессиональные), творческие практики на базе онлайн интерактивных инструментов, образовательных сред, которые бы способствовали их социальной адаптации или вовлечению в более значимую трудовую деятельность, чем существует на сегодняшний день.

Удался ли игровой проект «Цифрового Октября»?
За довольно ограниченное время, немногим более часа, наверное, не просто продумать все нюансы образовательного проекта, или, как в данном случае, системы профессионального рейтинга – но аудитория телешоу, включая ее онлайн-аудиторию, проголосовала виртуальным «рублем» в размере $210 тыс., которые стали бы первым стартовым вложением в такой стартап – что помогло бы привлечь группу экспертов, методологов, аналитиков, дизайнеров, программистов.
Но и, конечно, без новых контактов и знакомств на этом событии не обошлось. Коллеги из образовательных и коммерческих проектов поделились своими идеями, ожиданиями, и мы решили поддержать наши отношения уже в среде профессиональной – социальной, онлайн.
Максим Тарасенко

?

Log in

No account? Create an account