Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Образовательный экстрим
eurekanext
миркес3_ЖЖ
Летнее образование – то, что возможно только летом
Летом положено отдыхать, а зимой – учиться или работать. В нашем климате это тем более верно. Однако есть в сложном процессе образования то, что может состояться только летом, потому что:
– оно добровольно и, следовательно, оно может стать «инициативным образованием», в отличие от «вмененного»;
– возможен выбор и полноценное переживание собственного выбора, и только это делает человека субъектом своей жизни и образования;
– можно попробовать то, чего ты не умеешь, но очень хочется, поскольку летом нет оценок в дневнике;
– вариативность форм и содержаний может быть доведена до предела – возможно все!
– ну и конечно – путешествия и приключения. И тепло.
(Подсчитала количество слов, однокоренных со словом «возможность», и не стала исправлять – видимо, это важно.)

1

Именно такое образовательное пространство необходимо для «причастия» – так Б.Д. Эльконин в книге «Введение в психологию развития» называет первый акт образовательного действия, когда результатом является не полноценное освоение определенной сферы культуры, а проживание встречи – открытие чего-то интересного в мире как возможного для себя = «причастие».

А теперь то же самое, но по-русски.

2

Всероссийская летняя школа развития «НооГен» Школы антропоники www.antroponika.ru – это наш летний проект, который реализуется 25 лет. Девиз наших событий – «Образовательный экстрим». Это означает, что мы стремимся так выстроить пространство школы, чтобы каждый человек вышел на границу собственных возможностей и чуть-чуть их подвигал, попробовал себя на границе – а вдруг можно их расширить.
Опишу несколько фрагментов летнего образования в нашем исполнении. Не претендую на полноту, хочу обозначить самое важное – то, ради чего летом стоит побывать в школе.

3

Фрагмент первый. Место
Летняя школа в этом году проходила в Пинежском районе Архангельской области, на Красной Горке. В центре турбазы находится здание Красногорского монастыря – полуразрушенный, но не потерявший особой атмосферы, храм возвышался надо всем, что у нас происходило. Плюс белые ночи, когда в полночь можно играть в волейбол или танцевать вальс. И прекрасный вид на тайгу и реку Пинегу – на десятки километров вокруг. Все это добавляло ощущение чудесности и готовности к открытиям.
Понимаю, что мне как кандидату наук не положено писать о чудесах и волшебстве – как-то не по-научному. Но я все-таки продолжу: когда речь идет об образовании на грани экстрима, когда человек выходит на границы собственных возможностей и – вопреки всем представлениям о себе и своих возможностях – вдруг шагает за грань и становится иным – бОльшим, совершенным – именно в таких случаях создание особой атмосферы является элементом технологии. Человека (ребенка или взрослого – не важно) нужно предуготовить к шагу, придать смелости.
Поэтому место нужно выбирать и создавать тщательно.

4

Фрагмент второй. Задачи
Нет смысла решать обычные школьные задачи летом. Мы решаем учебные задачи предельного типа = «ноогеновские задачи», в которых необходимо построить мир с принципиально иными свойствами, чем наш. Включаясь в онтологическое конструирование, участники проживают опыт творца мира и создателя базовых понятий культуры. Согласитесь, это редкий опыт.
– Первая – разгонная – задача нацелена на открытие темы школы. В этом году тема школы: «Мера разумности человека и мира». Поэтому мы сначала вынули из себя наши представления о разумности, потом потренировались на себе и товарищах ее измерять, и затем попробовали решить такую задачу: «Построить мир, в котором каждое последующее поколение ровно в два раза разумнее предыдущего». Вам это ничего не напоминает?
– Второй модуль был связан с предметными задачами:
•    математики строили дискретную геометрию с иным способом измерения расстояния, впервые определяли понятия прямой, отрезка, треугольника…
•    филологи строили миры, в которых возник язык с другими частями речи, а потом пробовали решить проблему перевода между двумя племенами с принципиально разными языками…
•    физики строили механику в мире, где скорость изменяется не так, как у нас…

5

Фрагмент третий. Форматы
Для того чтобы повысить шанс каждого участника школы на развитие, необходимо задать разнообразие форматов и содержаний летней школы, причем каждый из форматов должен предполагать разный уровень действий – для кого-то серьезное продвижение, для кого-то легкую пробу.
– Ноогеновские задачи – про них я уже рассказала.
– Технологиада – это соревнование в решении технических и практических задач на берегу реки. Группа получает 20 заданий, среди которых строительство модели подводной лодки (из подручных материалов сделать нечто, что сможет погрузиться в воду и всплыть); строительство модели плавсредства, которое тут же проверяется на устойчивость и грузоподъемность; измерение скорости течения на середине реки; измерение глубины реки и т.д. В течение полутора часов на большой песчаной косе гудит детско-взрослый улей, каждый выбирает задание «по себе», малые группы делают модели из того, что есть на берегу, рисуют на песке схемы и проводят вычисления. И затем – апробация и публичная проверка всех заданий. Конструкторы подводных лодок, стоя по пояс в воде, показывают, как самостоятельно погружаются и всплывают их модели. Измерители спорят вокруг записей на песке и тут же показывают, что и как они измеряли. Группа делает заплыв для демонстрации способа измерения скорости реки и т.д.

6

Технологиада превращает знания из «тетрадно-попных» (извините за жаргон) в практические, полезные, работающие.
– Полевые исследования связаны с определенной классической сферой науки и культуры, но разворачиваются на местном материале.
«От весла и валенка до атомной подводной лодки» – знакомство с изобретениями древних мастеров и современными технологическими монстрами. Проба создания своих изобретений.
«Измерение разумности социума» – разработка инструмента социологического исследования и проведение соцопроса на улицах Архангельска.
«Красота» – исследование древнерусской архитектуры и декоративно-прикладного искусства в Малых Карелах. И т.д.
Все происходит как положено: подготовка на базе – пробный выезд – доработка – большие полевые экспедиции – обработка результатов – конференция с публикацией материалов – опыт живой и привязанной к миру науки.
– Создание аналога известной игры – поморского ерундопеля (мы его опубликуем обязательно!).
– Знакомство со сказками Писахова и Шергина и проба создания современной сказки «в поморском стиле».
– Мастерские для души и умелых рук.
– Большая спартакиада, в которой каждый попробует себя.
– Общая роспись фирменных футболок летней школы в стиле мезенской росписи.
– И так далее – часть форматов придумывается прямо в школе, исходя из обнаруженных границ и возможностей. Разновозрастность и постоянная смена составов групп повышает шанс на личные открытия.

7

Фрагмент четвертый. Навигаторство
Когда пространство становится столь разнообразным и насыщенным, необходимым становится тьюторское сопровождение. У нас это называется «навигаторство», оно разворачивается в группе из трех-шести детей под руководством взрослого-навигатора. Задача навигаторских встреч – помочь каждому члену школы осознать произошедшее как собственный опыт, поставить задачу на собственное развитие и дальше – помочь осуществить этот шаг.

8

Фрагмент пятый. Личные подвиги
Из навигаторских встреч вырастают личные пробы и подвиги. По общему полю школы протягиваются ниточки личных движений.
– Заикающаяся девушка организует дебаты, а потом на концерте поет песню со сцены. И только навигатор и товарищи по навигаторской группе понимают, что происходит это впервые в жизни этой девушки, и пару дней назад она думала, что «ей это не дано», и что сейчас на сцене она не песню поет, а открывает себя.
– Двенадцатилетний низкорослый мальчишка при решении НГ-задачи вдруг так «зажигает», что становится лидером группы и выходит на доклад, и только навигатор и товарищи парня знают…

9

– Впервые в жизни 13-летняя девчонка организует и проводит чемпионат школы по бегу.
– Парень считает себя глупым и неспособным в математике, поэтому выбирает модуль именно по математике и там «впервые ловит кайф от этой страшной науки».
– Утро начинается с вальса – на площадке перед корпусом девушки в красивых платьях и парни танцуют вальс.
– Мама троих детей пробует хотя бы полдня не подходить к своей младшенькой. Получается не сразу, и ей открывается много интересного в их взаимодействии.
Линия индивидуализации строится как совместное движение: с одной стороны, дети и взрослые включаются в крупные процессы школы, с другой – процессы школы изменяются, исходя их ситуаций участников.

10

Фрагмент шестой. Сопровождение после школы
И вот, когда свершилось причастие и шаг за свои границы сделан, можно и нужно осваивать открытые горизонты. Для этого мы проводим общие собрания родителей и детей по городам – для того чтобы напомнить о достижениях (иногда дети их быстро забывают, не получив поддержки в повседневной жизни), вместе придумать, где и как можно развить обнаруженные возможности (использовать возможности школы и дополнительного образования), помочь родителям поддержать возникший интерес ребенка.

11

Ключевой результат летнего образования – вера в возможность собственного развития и реальные подтверждения этой веры в виде ярких проб, осознанных как собственный опыт.
Мария Миркес,
к. филос.н., доцент СФУ,
директор Школы антропоники, завуч Летней школы «НооГен», Школы антропоники,
эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации,
эксперт ИПОП «Эврика»

?

Log in

No account? Create an account