Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Мои университеты
eurekanext
Диана Житняя1_ЖЖ
Как я оЧУТилась в точке понимания своих смыслов
Мама – педагог, бабушка – педагог, еще и я каким-то чудом пролетела через педагогический вуз. Работаю в образовании. Вернее, над образованием. Или даже «с» образованием. Вокруг сплошные педагоги, образователи. А тут вот довелось еще и с тьюторами познакомиться. Та еще компашка!

1

Начало августа ознаменовалось очередным моим Университетом – на этот раз Черноморским университетом тьюторства. Слетелись под Одессу великие тьюторы со всех просторов, было много России, был Казахстан (всегда радует), и мы, украинцы, со своим багажом. Целую неделю мы на бешеной карусели вертелись и думали «друг об друга» – про роль тьютора в образовании, про его инструментарий, про границы его деятельности, про смыслы его работы. В карусели ты мог выбирать себе свою «лошадку» – то ли ты тьютор (а посему сопровождать тебе образовывающихся), то ли ты тьюторант (тогда создавай свой индивидуальный маршрут), а то ли ты эксперт (и здесь ты в ответе за тех, кого приучил).

2

Мне нравился этот темп, разные остановки и активности на протяжении дня:
•    Экспертизы, на которых вкушаешь опыт других людей и соотносишь его с тем, что сам делаешь.
•    Работа проектных групп, в которых создаешь еще не созданное, осмысляешь в рамке будущего, творишь по сути.
•    Тьюториалы, на которых общаешься со своим тьютором, глаголишь ему цели свои, прописываешь ресурсные карты, обозначаешь индивидуальную свою образовательную программу (ИОП).
•    Вечерние семинары-лекции-думания экспертов, которые открывают потолок и позволяют думать уже стратегически.
•    Личные беседы, знакомства, посиделки с гитарой, обмен опытом – все, что позволяет тебе узнавать о другом, об ином (еще ценнее), утверждаться в своем деле, конкретизировать ИОП, думать о будущем и радоваться перспективам.
•    Уникальный формат обучения и взаимодействия – «Свободный перекресток»: все, кто хотел еще что-то рассказать, чем-то поделиться, чего-то узнать или просто заявить о себе – шли по указателям туда, где можно было удовлетворить свои амбиции. Весь день в несколько линий мастер-классы, презентации, экспертизы.

3

Про-движение
Свои меркантильные цели на ЧУТе я реализовала, сформировав видение построения тьюторской модели в частной школе «Персоналитет», которую мы сейчас с моими коллегами воздвигаем.
Результаты в общем-то продолжают меня продвигать и по сей день. В нашем летнем лагере мы успешно (более чем!) внедрили «Свободный перекресток», дети обучали детей, дети были спикерами, дети были в восторге! У нас кроме этого проходят тьюториалы и ведутся персональные дневники, в которых ребята фиксируют свою образовательную траекторию. В общем, мысль побежала и стала продуцировать вкусную реальность!

4

Найти себя в себе
Но есть еще один результат, который я считаю основополагающим и главным, поскольку он позволяет быть другим достижениям и горизонтам. Я смогла ответить себе на вопрос: «Почему я тьютор?», то есть почему я думаю, что я тьютор? Для этого мне довелось проделать хорошую мыслительную работенку, наблюдать и фиксировать, спрашивать, узнавать, раскапывать, анализировать... В итоге в моей голове вырисовался герой (как герой фильма) с весьма определенными характеристиками, его целостный образ:
•    Я со-провождаю учащегося на его пути к человеку образующемуся, я задаю ему не только вопросы «уда?» и «чем?», но и «зачем?» и «для чего?», пытаясь столкнуть его со смыслами, которые он должен отыскать в своих действиях или мыслях.
•    Отыскать себя в себе! И в окружающем мире. А для этого я, тьютор, помогаю видеть и описывать себя и мир и, как следствие, понимать, строить картину мира.
•    Я собеседник, я слушатель: проговаривая, осмысляешь, поэтому так важно стать для учащегося (образующегося) зеркалом, ресурсом, об который он может подумать, стать умножителем его уверенности, ясности мысли, понимания своих шагов.
•    И основание: я по-настоящему заинтересована в своем спутнике (!). Эта работа совпадает с моим интересом – помогать людям становиться осознанней. И для меня каждый образующийся – это не подопечный, это мой личный проект, творение, с которым мне сейчас посчастливилось быть рядом, а значит я могу ему быть полезной, я могу ему дать инструменты эффективной ходьбы, и еще много чего могу дать – мы это выясним в процессе пути.

5

Сформировавшийся образ тьютора – поскольку был рожден в моей голове в результате личных переживаний и наблюдений – одарил меня радостью и ясностью. Данное описание не претендует на подлинность или научную точность. Оно помогает мне получать реальные результаты и быть уверенной в своих тьюторских действиях и их смыслах. Это ли не было моим персональным продвижением в результате ЧУТа?

6

Вокруг педагоги, тьюторы, образователи... Сейчас таких развелось... Я работаю с образованием. Я этим горжусь и считаю, что могу быть достойна этого. И люди на ЧУТе тоже так говорили. Только не вслух. Но я же слышала…

7
Диана Житняя


«Прорывное» пространство
Ветров_ЖЖ
Диана стала для меня и моих коллег открытием на прошедшей международной летней школе «Черноморский тьюторский университет». Нет, мы давно знакомы, встречаемся на различных педагогических тусовках, участвуем в общих проектах. Но сама программа ЧУТа, особая атмосфера, люди, собравшиеся здесь, создали необыкновенно насыщенное и «прорывное» пространство, в котором вдруг…
Это «вдруг», состоявшееся на берегу Черного моря под Одессой, было задумано ровно год тому назад, когда в Геленджике Межрегиональная тьюторская ассоциация, возглавляемая Татьяной Ковалёвой, провела первый Тьюторский университет. Мне, участнику той встречи, идея показалась очень интересной и продуктивной, и в итоге было принято решение провести очередной ЧУТ на Украине. Его организаторами выступили помимо МТА Томский государственный университет, Тьюторская ассоциация Украины и Всеукраинское общественное движение «Украинский выбор». На сайте «Украинского выбора», кстати, развернута широкая дискуссия по вопросам образовательной политики в рамках организованного Украинским педагогическим клубом проекта «Образование – задача общества, а не государства». Естественно, мы не выступаем против роли государства в организации системы образования, но преодолеть монополию государственной линии, усилить роль общественности, прежде всего педагогической и родительской, в управлении образовательными процессами, в выработке стратегии развития образования считаем очень важным.
Последние несколько лет мы, участники общественно-педагогического движения, активно занимались на Украине просветительской работой: десятки педагогических форумов и фестивалей, конференций и мастер-классов как украинских, так и российских специалистов про инновации, индивидуализацию, тьюторское сопровождение. Пока тьюторство на Украине, в отличие от России, не является частью образовательных программ. Ни в одном официальном документе вы не найдете слова «тьютор». Но вот во время недавней встречи с одним из руководителей Министерства образования и науки Украины прозвучало: «Мы понимаем важность принципа индивидуализации, готовим соответствующие документы… Правда, нам не очень нравится слово “тьютор”. Ищем другое слово. Возможно, помощник учителя…» Вот она, точка ложного поворота! Либо новыми понятиями и способами поддерживать, а значит укреплять устаревшую классно-урочную систему, где доминирует учитель, консервируя тем самым бюрократическую модель управления. Либо видеть, понимать и вносить принципиальные изменения, создавая иную систему образования, адекватную сегодняшней, в корне отличающейся от вчерашней, жизни. Заменить школу знаний на школу компетентностей – это не значит заменить рассказ про знания на рассказ про компетентности.
У Тьюторской ассоциации Украины наступает новый период создания экспериментальных площадок, поиска образовательных инициатив, отстаивания «чистоты жанра» тьюторства, формирования родительско-педагогического движения за профессиональную свободу в образовании. На нашей жизни уже был такой этап активной общественно-педагогической деятельности. История пошла на новый разворот?
Сергей Ветров,
президент Тьюторской ассоциации Украины

?

Log in

No account? Create an account