Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Летний кампус
eurekanext
Период летних каникул открывает возможности для успешных, целеустремленных молодых людей, готовых и во время каникул участвовать в мероприятиях, которые способствуют их развитию, обсуждать актуальные экономические, социальные и бизнес-процессы, инициировать социально-экономические проекты.

начало

С 18 по 28 июля 2013 года под Казанью проходил второй международный образовательный форум «Летний кампус Президентской академии: территория возможностей». 300 лучших студентов, интеллектуальная элита из 27 регионов России (из Академии при президенте Российской Федерации, вузов Республики Татарстан, а также участники Ежегодного всероссийского конкурса «Устойчивое будущее России», успешно прошедшие многоэтапный отбор), проходили интенсивное обучение и повышали свои управленческие компетенции. Студенты были отобраны в ходе жесткого конкурса из 5 тыс. кандидатов. Организовали кампус Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХ и ГС) и Республика Татарстан.

начало

Летний кампус Президентской академии – уникальное образовательное событие, которое уже стало новой хорошей традицией, территорией колоссальных возможностей для будущей интеллектуальной элиты страны.
В ходе инновационного обучения студенты прошли ряд тренингов, мастер-классов, где в качестве лекторов выступали статусные представители федеральных и региональных министерств, преподаватели и эксперты лучших учебных заведений мира, специалисты крупных корпораций.

Три факультета
Студенты были разбиты на три факультета: Факультет государственного управления и развития, Факультет бизнеса и предпринимательства, Факультет общественных и социальных проектов.

три факультета

Работу каждого из факультетов возглавляет декан – человек, имеющий опыт принятия управленческих решений и построения стратегии в соответствующей сфере. Его непосредственным помощником в работе с факультетом является модератор из числа талантливых и молодых профессионалов в своей области.
В 2013 году деканами факультетов стали директор Департамента государственной службы и кадров правительства Российской Федерации А.В. Сороко, соруководитель Sberbank CIB Р.К. Варданян, начальник управления президента Российской Федерации по общественным проектам П.С. Зенькович.

три факультета2

Занятия на Кампусе проводились в рамках нескольких содержательных и организационных форматов с использованием современных образовательных технологий. Помимо тренингов, выступлений экспертов в формате Ted Talk, экспертного сопровождения и консалтинга проектной работы факультетов, подготовки и презентации проектов, деловых игр, парламентских дебатов для участников Кампуса были организованы экскурсии на промышленные объекты Республики Татарстан, культурная и спортивная программы.

три факультета 3

Лекторы
Генеральный продюсер Группы компаний «Рики» и проекта «Смешарики» Илья Попов познакомил студентов со своим главным проектом, показав несколько серий знаменитого российского мультфильма. По мнению эксперта, запуск стартапа требует тщательного анализа рынка и выявления его потребностей для заполнения соответствующих ему ниш. «Найти правильное решение для успешного выхода продукта на рынок и его дальнейшей востребованности так же важно, как и иметь талантливую команду, которая живет идеями проекта изо дня в день. Если человек не горит идеей, то работа не приносит удовлетворения», – подчеркнул Илья Попов.
Роман Шайхутдинов рассказал о проекте «Иннополис», стартовавшем в 2012 году, который показывает направление экономического развития страны. Проект представляет собой особую экономическую зону, будущий город на карте России, где сосредоточатся передовые IT-технологии. Ряд крупных профильных компаний уже выразили желание стать резидентами «IT-города». Эксперт также озвучил идею создания на территории Республики Татарстан первого в России IT-университета.
В рамках первого дня состоялась лекция директора компании Coca-Cola по цифровым коммуникациям и социальным медиа Эшли Брауна. Эксперт рассказал участникам о продвижении бренда в интернет-пространстве. Эшли Браун привел в качестве примера модель продвижения Burberry, которая сосредоточена не на охвате всех социальных медиа, как Coca-Cola, а на привлечении людей, предпочитающих роскошь. Эксперт обозначил особенности реализации программы лояльности Starbucks и ее последующей интеграции в приложение для iPhone.
Лекция проректора РАНХиГС, профессора Оксфордского университета Кэрол Леонард была посвящена роли кластеров в развитии территорий. Кэрол Леонард предложила студентам провести занятие в формате деловой игры. «Вам часто говорят, что география не так важна. Сегодня существует большое количество средств связи, однако не всю информацию можно по ним транслировать. Многие важные сделки совершаются при личной встрече», – сказала Кэрол Леонард.
Заместитель губернатора Калужской области Максим Шерейкин рассказал о ключевых отличиях административных механизмов в бизнесе и в региональных ведомствах: предпринимательство ориентировано на результат, государственные органы власти – на процесс. «Бизнес построен на лидерстве на всех уровнях организационной иерархии», – отметил Максим Шерейкин. Эксперт также подчеркнул, что предпринимательство предполагает принятие рисков на себя. Но, по его словам, осуществление уникальных управленческих решений может способствовать развитию региона. В качестве примера эксперт привел экономический рост Калужской области. В 2006 году, когда в регионе открывался первый завод компании Volkswagen, риски были высоки. Тогда региональное руководство определило политику поддержки приоритетных направлений: автомобилестроения, фармацевтической промышленности, инновационного сектора. Стратегия развития Калужской области включала в себя несколько механизмов содействия инвесторам: снижение налоговых ставок, создание за счет федерального и регионального бюджетов обучающих центров, которые способствовали решению проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров. На сегодняшний день в субъекте существует центр подготовки специалистов для завода Volkswagen, в котором уже прошли обучение 7 тыс. человек. Также готовится к открытию центр подготовки кадров для фармацевтических предприятий. Максим Шерейкин сообщил, что Калужская область стала одним из крупнейших регионов по объемам производства и заняла третье место по уровню заработной платы.

Шерейкин
Максим Шерейкин

Профессор Джорджтаунского университета Сэмюэл Потоликкио в ходе мастер-класса рассказал об основах эффективного лидерства. Лидерство, по его словам, подразумевает принятие стратегических решений, ориентированных не только на свои интересы, но и на интересы команды. «Настоящий лидер пытается улучшить жизнь других людей, развивает их уверенность в себе», – сказал спикер. Участники мастер-класса также изучили техники коммуникации, в том числе невербальные методики, например, установление зрительного контакта с аудиторией является одним из приоритетных условий публичной деятельности. Эксперт отметил, что 55% публичной презентации воспринимается визуально и только 7% – содержательно. Беседа со студентами проходила с использованием различных методик – тестов выборочного внимания, викторин, видеороликов, что существенно разнообразило привычный учебный формат.

патоликкио2
Сэмюэл Потоликкио

20 июля в Международном информационном центре, расположенном на территории деревни Универсиады, состоялась встреча студентов с министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым. Министр отметил, что к 2018 году 70% населения должны иметь доступ к электронным госуслугам, к 2015 году на 90% должен быть реализован проект «одного окна». «Информационные технологии – главный драйвер данной реформы», – подчеркнул Николай Никифоров. По мнению эксперта, сегодня рунет открывает широкие возможности для молодежных стартапов. В качестве примера эксперт привел статистику по крупнейшим российским интернет-ресурсам: капитализация компании «Яндекс» составила 10 млрд долларов, Mail.Ru Group – 8 млрд долларов. «Я вам искренне завидую, потому что в мои студенческие годы не было таких платформ для содержательного общения. Сегодня у вас есть фантастические возможности: венчурные инвестиции, стартапы, социальные лифты в госсекторе. Все это сегодня есть, но требует серьезной внутренней мотивации, силы воли. Если занять упорную, жесткую позицию, то все у вас получится», – отметил Николай Никифоров.

Никифоров
Николай Никифоров

Мария Мчедлова, профессор РУДН, Института политических исследований Бордо (Франция), Университета Париж III Новая Сорбонна, прочитала лекцию о ценностных ориентациях молодежи: мечтах, целях и способах достижения успеха. В своем докладе лектор привела статистические данные опроса среди молодежной аудитории, согласно которым большинство молодых людей сегодня стремятся иметь достаток и хорошее здоровье и жить в более справедливом и разумно устроенном обществе.
Руководитель HR-службы Группы компаний АКИГ Ольга Водянова прочитала лекцию на тему «Как найти работу и себя в ней. Первые шаги в профессиональное будущее». Ольга Водянова подробно рассказала о специфике создания собственного профессионального бренда «я», этапах подготовки к собеседованию, технологиях составления и систематизации грамотного резюме, актуальных требованиях к соискателю при приеме на работу и других базовых организационных правилах кадрового сектора. В своем выступлении эксперт рассмотрела вопросы практического применения навыков эффективной презентации, критерии отбора молодых специалистов, ключевые проективные методики, используемые в работе рекрутера.
Лекция президента РМОО «Лига студентов Республики Татарстан» Тимура Сулейманова была посвящена вопросам социальной деятельности общественных организаций. Он рассказал о возможностях, которые открывают студентам общественные объединения, ассоциации, на примере возглавляемой им Лиги. Тимур Сулейманов сообщил об инициируемом Лигой проекте «Лучшие выпускники вузов», в рамках которого ежегодно публикуется база студентов с механизмом поиска по заданным параметрам. Проект получил развитие благодаря поддержке ОАО «Татнефть», способствующего созданию студенческой биржи труда.
Эксперты в области выстраивания эффективной стратегии и политики управления Катарина Тулли и Пол Дэвис рассказали студентам о способах реагирования на комплексную среду глобального управления, типичные вызовы открытым динамическим системам в изменяющихся условиях. Ключевыми целями дискуссии стали обзор процессов государственной политики, инструментов ее развития, демонстрация лучших практик в области взаимодействия с правительствами разных стран мира.
На факультете общественных и социальных проектов состоялся вебинар главного должностного лица Unilever по маркетингу и коммуникациям Кита Вида на тему «Создание базиса для устойчивого роста бизнеса, обеспечения его лидерства в современном сложном и многогранном мире, полном неопределенности». Кит Вид рассказал о трендах развития глобального мира. Среди них – подготовка к «азиатскому столетию». По словам эксперта, к 2020 году 42% мирового ВВП будет приходиться на страны азиатского региона. Кит Вид обозначил такие глобальные вызовы экосистемы, как «цифровая революция» и неравномерность условий для жизни. На примере компании Unilever эксперт выделил ряд способов решения данных задач.
Лекция проректора РАНХиГС при президенте РФ, ректора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при президенте РФ Сергея Мясоедова была посвящена вопросам кросс-культурных коммуникаций в глобальном мире. Он рассказал участникам о ключевых правилах межкультурного взаимодействия, иллюстрируя приведенные тезисы фактами из собственной практики. Эксперт также привел примеры типичных ошибок россиян при международных коммуникациях, среди которых – употребление сложноподчиненных конструкций и пословиц в речи, критика и неприятие чужих традиций.
Центральной темой беседы студентов и члена Координационного совета поисковиков России от Приволжского федерального округа Тимура Камалетдинова стало обсуждение патриотизма в России и опыта поисковых работ. По словам эксперта, сегодня формируется «мода» на патриотизм, однако у большинства людей отсутствует понимание его истинных фундаментальных особенностей.
Министр юстиции Республики Татарстан Мидхат Курманов рассказал студентам об особенностях разрешения нормативно-правовых вопросов регионального уровня и процедурах принятия республиканских законов с учетом федерального законодательства. «То, что вам преподают в институте, составляет 30% необходимых знаний. Вам необходимо заново учиться на работе, потому что правовая система постоянно обновляется, меняются законы», – отметил Мидхат Курманов в завершение встречи.
Темой выступления директора Департамента продвижения инноваций и социальных программ ОАО «Российская венчурная компания» Евгения Кузнецова стало обсуждение принципов и инструментов стратегического планирования в условиях быстроразвивающихся глобальных рынков. Рынки медицины, фармакологии, образования, энергетики, сфер коммуникаций, массмедиа, как отметил Евгений Кузнецов, сегодня претерпевают серьезные изменения. «Ломаются стереотипы в области регулирования, инструменты управления медиапроизводством. Современные технологии позволяют действительно напрямую влиять на жизнь каждого конкретного человека», – подчеркнул спикер. Евгений Кузнецов в своем выступлении рассказал о принципе унификации и типологизации, лежащем в основе идеологии XX века. Трендом нового времени является индивидуализация, в которой продукт, произведенный с использованием массовых технологий, ориентирован на конкретного потребителя. Таким образом, индивидуальные предпочтения человека монетизируются. Данная парадигма отражается на всех сферах деятельности. Так, Евгений Кузнецов привел пример системы образования, в которой главным становится уход от традиционного типового обучения к конкретным сочетаниям знаний и навыков.
Важной стала лекция вице-президента ОАО «Сбербанк» Гора Нахапетяна. Он провел встречу с участниками в интерактивном формате, предложив им самим определить перечень вопросов, составивших основу лекционного занятия. Таким образом, студенты сформулировали 11 интересующих их тем, среди которых – особенности тайм-менеджмента, ребрендинг ОАО «Сбербанк», основы вирусного маркетинга и рекламы, состояние экономической системы в России, личностные качества лидера, перспективы развития краудсорсинговых методик и другие. Гор Нахапетян дал несколько советов по эффективному ведению бизнеса. По мнению спикера, необходимо вовлекать людей и мотивировать их на решение амбициозных задач, сотрудничать с более сильными людьми, любить деньги и чаще благодарить других. Одной из ключевых задач современного общества эксперт назвал развитие так называемого «миддл-офиса» – среднего экономического сегмента: «Нам нужны люди, которые работают инженерами, токарями, артистами».

Гор Нахапетян
Гора Нахапетяна

Парламентские дебаты
22 июля на факультете государственного и муниципального управления состоялись парламентские дебаты. Студенты разделились на группы по шесть человек. Одна часть аудитории представляла точку зрения правительства, другая – интересы оппозиционного движения. В центре полемики было обсуждение пяти законодательных инициатив: системы обязательного распределения выпускников вузов, введения графы «против всех» в избирательных бюллетенях, отмены бесплатного образования, запрета социальных сетей при чрезвычайном положении в стране, мобилизации в армию женского населения при отсутствии детей и по достижению возраста 23 лет.

дебаты

Проектная деятельность
Один из дней работы Летнего кампуса Президентской академии был посвящен проектной деятельности участников. Студенты всех трех факультетов начали активную разработку собственных проектов.

проектная деятельность1

Студентам факультета государственного и муниципального управления организаторы предложили разработать долгосрочную целевую программу федерального значения. «Сама игра очень простая: есть заказ на разработку положений стратегии молодежной политики Российской Федерации до 2030 года. Так как у участников нет опыта подобной работы, был предложен игровой формат, где Россия – это космический крейсер, который летит к неизведанной Планете 2030. За счет метафорического языка участники выходят на интересные идеи. Например, состыковаться с другими крейсерами и лететь одним кораблем или разделить крейсер на части, что означает дробление России на множество независимых государств. В игре заложен и обратный переход, при котором идеи участников будут переведены в реальные предложения», – сообщил координатор проектной работы, игропрактик Всероссийской ассоциации по играм в образовании Александр Овчинников.
Один из участников рассказал о проекте своей команды, который предполагает создание образовательной программы, направленной на профессиональное ориентирование студентов и школьников. «По статистике 52% детей не знают, чем они будут заниматься в дальнейшем. Наша идея заключается в создании специальной программы. По сути это игра, мы называем ее “Трансформер”, благодаря ей дети проходят этапы обучения и выбора своей профессии. Это модель, которая проецирует настоящую жизнь, показывает человеку, что он будет делать на конкретном месте работы. И если он видит, что данный вид деятельности ему не подходит, то выбирает следующую профессию», – прокомментировал студент Казанского федерального университета Шамиль Ситдиков.
В рамках проектной работы факультета бизнеса и предпринимательства у студентов не было ограничений, за исключением одного: создаваемый ими бизнес должен быть легальным. Участники провели мозговой штурм в группах, в результате которого были составлены лонг-листы бизнес-идей.
Студент Волгоградского филиала РАНХиГС Артур Давыденко рассказал о проекте по размещению беспроводных зарядных устройств в заведениях общественного питания для привлечения людей, пользующихся, например, услугами бесплатного Wi-Fi.

проектная деятельноть 2

В свою очередь, студенты факультета общественных и социальных проектов решали узкоспециализированные задачи. «Накануне был выбран ряд актуальных проблемных тем, одна из которых легла в основу будущего проекта. За основу мы взяли проблему адаптации детей-сирот, выпускников детских домов. В России ежегодно выпускается большое количество детей, которые не приспособлены к самостоятельной жизни. Начиная от бытовых навыков, как, например, способность заварить чай, и заканчивая бюджетным планированием и юридической грамотностью в области трудоустройства, жилищного хозяйства. Возникла идея создания центра обучения ребят, действующего на территории интернатов, организации курсов по бытовому обслуживанию, повышению юридической компетенции, профориентации, психологии», – рассказала студентка Северо-Западного института управления РАНХиГС Кристина Паламарчук.

Ярмарка проектов
Ярмарка проектов проходила в два этапа. Участники форума презентовали групповые проекты в области развития социальной сферы, модернизации молодежной политики, инновационных бизнес-идей. В рамках первого блока были представлены социальные и государственные проекты. Вторая секция была посвящена информационным технологиям и разработке новых коммуникационных форматов для решения бизнес-задач.

проектная деятельность 3

Первым на суд экспертной комиссии был представлен проект «Чистый пляж», предполагающий решение сразу двух актуальных проблем: обеспечения достойного места летнего отдыха для граждан и трудоустройства слабослышащих людей в Республике Татарстан. Участники представили статистику, согласно которой в Казани только 3289 инвалидов по слуху имеют трудовую занятость, а 1811 человек не имеют места работы. Помимо этого студенты провели опрос жителей города и выяснили, что люди готовы платить за отдых на чистом пляже сумму от 60 до 100 рублей. В своей презентации участники привели подробный план работы – от конкретных рабочих позиций для слабослышащих людей и требуемых на начальном этапе ресурсов до сроков подготовки и реализации пилотного проекта на пляже «Локомотив» в Казани.
Второй проект был посвящен организации агентства социальной адаптации и трудоустройства бывших осужденных любого возраста, обратившихся за помощью в течение пяти лет после освобождения. Участники сообщили, что ключевыми задачами такого агентства станет психологическая помощь и профориентация. Авторы проекта отметили, что реализация подобного проекта позволит ускорить развитие малого бизнеса, снизить количество рецидивов и решить ряд других социальных проблем.
Третья презентация была посвящена адаптации выпускников детских домов в возрасте 16–18 лет. Разработчики проекта отметили, что ежегодно из детских домов выходят 16 тыс. детей-сирот, и только 10% достигают благополучия. Программа направлена на решение ряда проблем: отсутствия бытовых навыков, финансовой и юридической неграмотности, социализации и профориентации. Участники представили экспертной комиссии пилотный проект, который предполагается реализовать в двух детских домах Санкт-Петербурга в течение семи месяцев. Программа рассчитана на активное содействие профильных ведомств, волонтерских организаций, благотворительных организаций и политических партий, крупных компаний.

ярмарка2

Последний в рамках первого тематического блока проект был посвящен профессиональной ориентации школьников посредством виртуального симулятора «Трансформер». Студенты отметили, что тестирование не дает точных результатов, а инициация экскурсий на производственные объекты связана с повышенной опасностью и большими издержками. В симуляторе рабочего пространства обучающиеся смогут познакомиться с особенностями целого ряда профессий. Реализация проекта «Трансформер» позволит привлечь школьников к востребованным, но испытывающим дефицит человеческих ресурсов профессиям, усовершенствовать кадровую политику Республики Татарстан.
Второй тематический блок выступлений открыл проект по созданию системы межрегиональной молодежной мобильности. Он представляет собой разработку специализированного сайта по трем направлениям: образование, трудоустройство и туризм. Пилотный проект планируется запустить на базе Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при президенте РФ и ее филиалов.
Следующий проект, представленный экспертному жюри, – Healthy Life – игровое мобильное приложение, направленное на популяризацию здорового образа жизни и повышение ответственности граждан за свое здоровье и физическое развитие. Данная разработка агрегирует приложения, созданные для расчета калорий, водного баланса, уровня физической активности, а также формирует виртуальный прототип человека с последующей оценкой его достижений.
Формат мобильного приложения был выбран в качестве основы еще одного проекта участников. Студенты разработали программу Find-a-Guide, предназначенную для поиска гида по всему миру. Данная бизнес-модель отличается широким охватом рынка предоставления туристических услуг и содержит полную информацию о достопримечательностях и экскурсиях в любой точке планеты. В большей степени приложение ориентировано на индивидуальных туристов, предпочитающих самостоятельно выбирать маршруты и сопровождение.

ярмарка 3

Завершила ярмарку проектов презентация бизнес-плана по организации ресторана традиционной русской кухни с инновационной составляющей обслуживания «Скатерть-самобранка». Проектная группа провела мониторинг каналов сбыта, ключевых игроков в сегменте, SWOT-анализ для наиболее эффективного развития будущего учреждения питания.
В номинации «Лучший проект» были награждены авторы концепций мобильных приложений «Здоровый образ жизни» и Find-a-Guide, а также разработчики социальной программы по адаптации выпускников детских домов. Титул «Лучшая команда» получила первая группа факультета бизнеса и предпринимательства – студенты получили в подарок цифровые фоторамки.

концовка
По материалам сайта http://www.campus4youth.ru/

?

Log in

No account? Create an account