Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Успех модернизации школ
eurekanext


За последние 20 лет среднее образование в Нидерландах значительно изменилось. Произошло это в результате решений, принятых голландским правительством. Вот наиболее важные из них:

1. Возложить на школу ответственность за свое финансовое положение, предоставив фиксированную сумму денег, в зависимости от количества учащихся в школе.
2. Изменить учебную программу для учащихся, готовящихся к университетскому уровню.
3. Изменить учебную программу для учащихся, готовящихся к профессиональному образованию.

В этой статье я бы хотел объяснить, что эти решения значат для учреждений среднего образования в обычных голландских городах, таких , например, как Девентер, с населением около 100 000 человек. До того, как были приняты эти решения, в Девентере было около 15 средних школ. Сейчас здесь всего один институт, местный департамент образования и шесть школ. В этих шести школах учится около 5000 детей в возрасте от 12 до 18 лет.

В среднем образовании у нас три задачи:
1. Познакомить учеников со средней школой, перед тем как они перейдут туда из начального звена.
2. Ученики должны определиться со своими способностями к обучению и работе и развивать их.
3. Подготовить учеников к учебе в университетах или в учреждениях профессионального образования.

Помня об этих трех задачах, мы создали наши шесть школ. Для того чтобы ученики чувствовали себя комфортно и могли успешно развивать свои способности, мы распределили всех в нескольких небольших зданиях. В каждом здании около 250 учащихся и 25 учителей. Поскольку мы обладаем обширной информацией об учениках начальных школ, то мы имеем общее представление об их способностях. Благодаря этому мы смогли организовать детей с примерно одинаковыми способностями в группы. В первые три года основным нашим фокусом было развитие способностей и определение будущих целей.
Мы наблюдали за детьми, предлагали им разного рода тесты, обсуждали их цели и желания с родителями и учителями. На эту работу ушло около трех лет. После этого периода определения ученики покидают одну школу и переходят в другую, где начинается вторая и последняя часть их среднего образования. Здесь уже три основных аспекта в учебной программе.
Во-первых, необходимо помочь ученикам определить, какой предмет или какие профессии им интересны, а также понять, в каких учебных учреждениях дети смогут продолжить свое обучение. Во-вторых, необходимо развивать у детей навыки, необходимые для успешного обучения. Конечно, это прежде всего знания, но также и такие навыки, как независимость в обучении, организационные навыки и способность представлять свои достижения. И
в-третьих, подготовка учеников к выпускным экзаменам. Экзамены одинаковы для всех учеников по всей стране, и проводятся они одновременно в разных школах. В Нидерландах существует пять уровней выпускных экзаменов.
И дети сдают экзамены того уровня, который подходит им больше всего, в соответствии с их определением для дальнейшего обучения. Если выпускники сдают успешно два самых высоких уровня экзаменов, они поступают в университет. Остальные уровни подходят для поступления в учреждения профессионального образования.
Изменения, введенные правительством, сейчас подвержены критике со стороны учителей, учеников и их родителей. Но все же большинство этих перемен имеют успех. Школам все больше и больше предоставляется свободы в выборе собственного способа обучения. Главное, чтобы результаты выпускных экзаменов соответствовали национальным стандартам. И такая свобода очень важна, поскольку школы зависят от культурной и экономической ситуации района, в котором они расположены. Нас беспокоят те ученики, которые покидают школу, не сдав выпускные экзамены. Но радует, что количество молодых людей, поступающих в университеты, постоянно растет.




Фред Кулик,
директор лицея Etty Hilleum,
Девентер, Нидерланды

Перевод Ольги Иваницы


?

Log in

No account? Create an account