Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
О трех реформах образования в Японии
eurekanext



Современная Япония – страна с высоким уровнем жизни населения: одни из лучших в мире технических разработок, первое место в сфере электроники и автоматики, информационное общество и многое другое.

Безусловно, все перечисленные достижения Страны восходящего солнца были бы невозможны без вклада каждого отдельного японца в одно общее дело: «превращение Японии в красивую страну», как когда-то провозгласил один из бывших премьер-министров Японии Синдзо Абэ.
Япония – это страна с 127-миллионным населением. Почти 50% выпускников школ получают высшее образование, потому что иметь хорошее образование в Японии очень престижно, а дать хорошее образование своему ребенку – первостепенная задача каждого родителя-японца. От того, какую школу, а затем вуз закончит ребенок, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь и карьера, а значит качество и уровень жизни.

Преобразование образования
Со второй половины XIX в. японская система образования дважды претерпевала коренные преобразования.
Сначала в эпоху Мэйдзи (1868–1912) была упразднена дуальная система частных школ (отдельно существовали специальные школы для самураев и школы для всего остального населения) и создана государственная система всеобщего образования для всех детей (обязательное четырехлетнее образование, а позднее увеличение срока обязательного образования до 6 лет). Тогда большое влияние на формирование японской системы образования оказали европейские модели. Вместе с тем довлел жесткий контроль со стороны правительства, которое взяло на свои плечи формирование учебных планов, программ и штата учителей.

Вторая реформа образования была проведена вскоре после окончания Второй мировой войны. Важной задачей реформы было ослабление  централизованного контроля школьного воспитания и содержания учебных программ с целью не допустить использование образовательных учреждений для ремилитаризации Японии. Большая часть преобразований была осуществлена в условиях американской оккупации и под руководством союзных держав. Неудивительно, что на преобразования огромное влияние оказал американский опыт. Была учреждена система образования «6–3–3» (6 лет – начальная школа, 3 года – младшая средняя школа, 3 года – старшая средняя школа). Все школы были переданы в ведение избираемых органов местного самоуправления. Кроме того, обязательным стало 9-летнее школьное образование, и была заметно расширена система высшего образования.

Проведение каждой реформы было вызвано создавшимися условиями, и реформирование системы образования являлось ответом на вызовы времени. Первая реформа была призвана ликвидировать разрыв в развитии систем образования Японии и стран Запада, вторая – провести реформирование системы образования по американскому пути, обеспечить массовую подготовку специалистов, имеющих среднее техническое образование, которые могли бы восстанавливать страну после Второй мировой войны.

Ответ на вызов времени
Необходимость проведения третьей реформы образования назрела уже более 20 лет назад, она должна была ответить на вызовы глобализации.
Первоначальная концепция третьей реформы образования в Японии была высказана одним из премьер-министров Японии Ясухиро Накасонэ. В одном из своих выступлений он заявил: «…образовательная реформа должна быть нацелена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить и развивать традиционную японскую культуру, унаследованную от предыдущих поколений. А с другой − воспитывать у подрастающего поколения высокие идеалы, растить его физически здоровым, формировать личность гражданина, развивать в нем творческое начало, прививать общепринятые в человеческом обществе моральные и поведенческие стандарты, чтобы будущие граждане Японии смогли внести свой вклад в сокровищницу мирового сообщества и привнести в него частицу японского сознания»1.

В 1984 году при правительстве Накасонэ был создан Национальный совет по реформе образования. В его состав вошли 25 высококвалифицированных специалистов, которым предстояло проанализировать состояние образования и разработать свои рекомендации для проведения предстоящей в сфере образования реформы. С тех пор план реформы неоднократно дорабатывался и утверждался. Над его разработкой, каждый в свое время, работали и глава коалиционного правительства, либерал-демократ Рютаро Хасимото, и министр просвещения и науки Японии Осима Тадамори, а также многие другие видные деятели Японии.

Большой интерес к разработке реформы образования проявили все слои японского общества. К сентябрю 2002 года в Японии было собрано более 5300 мнений и предложений, касающихся совершенствования существующей системы образования, большинство из них также было учтено при разработке проекта реформы.

10 постулатов третьей реформы
Было решено проводить преобразования, учитывая как внешние вызовы, порождаемые идущим процессом глобализации, так и внутренние проблемы, скопившиеся в японской системе образования.

Во-первых, в сфере образования было намечено произвести поворот от школьного образования, где основное внимание долгое время обращалось на равные возможности и равное качество образования, в сторону раскрытия разнообразных индивидуальных способностей каждой отдельной личности. Теперь Японии уже не нужны «кропотливые муравьи», ей требуются хорошо образованные, способные и талантливые люди.

Во-вторых, расширить выбор образовательных возможностей и содействовать формированию и развитию такой системы образования, которая бы в течение всей жизни человека смогла бы обеспечить ему непрерывную активную деятельность.

В-третьих, расширять культурный обмен с зарубежными странами, с этой целью необходимо повышать эффективность преподавания иностранных языков, особенно английского. Сейчас в Японии ведутся оживленные дискуссии относительно того, чтобы сделать английский язык вторым государственным языком. Совсем недавно его преподавание было введено в начальных школах. Для проведения занятий по иностранному языку все чаще приглашаются носители языка. Обычный урок по иностранному языку ведут сразу два преподавателя: преподаватель-японец и носитель языка. Первый – японец – играет ведущую роль. Он объясняет грамматику и нюансы языка. Второй – носитель языка – вступает, когда необходимо поставить произношение или прочитать текст. Причем в последнее время акцент в изучении английского языка все больше сдвигается с обучения умению читать и писать на иностранном языке на развитие разговорных навыков.

В-четвертых, планируется осуществить перестройку высшего образования с целью его полной адаптации к новым международным условиям, процессам интернационализации и информатизации, научно-техническому прогрессу как с точки зрения подготовки необходимых кадров, так и участия высшей школы в научных исследованиях. Необходимо обеспечить соответствие высших учебных заведений мировому уровню и провести реформу университетов. Япония активно расширяет обмен между японскими студентами и студентами других стран. Согласно статистике, только в 2003 году общее число студентов, обучающихся в Японии, достигло рекордно высокой отметки, превысив цифру в 100 000 человек. Большую часть из них составили студенты из Китая – 70 814 человек, или 64,7% от общего числа. Японские же студенты предпочитают ехать на учебу в США (2001 год – 59,9% – 46 810 человек). На втором месте стоит Китай (2001 год – 18,8% – 14 692 человека), и на третьем – Великобритания (2001 год – 7,9% – 6206 человек).

В-пятых, поощрять участие молодежи в общественной, волонтерской деятельности, а также привлекать их к участию в реализации различных программ; улучшить систему школьного морально-нравственного воспитания, в том числе с использованием специальных учебных пособий; принять меры по возрождению воспитания детей в рамках семьи и общества. Воспитывать подрастающее поколение необходимо общими усилиями, а не только стараниями семьи или учебных заведений. Чтобы в Японии была достойная молодежь, к ее воспитанию должно быть причастны все члены общества.

В-шестых, необходимо повысить качество подготовки педагогов (выращивать способных, творческих педагогов-профессионалов; внедрить бонусы и специальную систему поощрений для выдающихся учителей; установить порядок, согласно которому педагоги могли бы приобретать производственный опыт в различных учебных заведениях; принимать необходимые меры в отношении некомпетентных преподавателей, включая временное их отстранение от должности).

В-седьмых, важным событием в Японии стал пересмотр старого и принятие «Нового Основного закона об образовании». Этот закон не пересматривался более 60 лет, с 1947 года. В новом Основном законе об образовании, принятом в декабре 2006 года, основной акцент делается на усилении патриотического воспитания подрастающего поколения.

В-восьмых, важная роль в реформировании системы образования отводится информатизации образования. Был разработан Проект тысячелетия, рассчитанный на 2000–2005 годы. Согласно этому Проекту планировалось оснастить все учебные заведения компьютерными классами (из расчета по одному компьютеру на каждого ученика), чаще использовать компьютер и интернет при проведении занятий как в школах, так и в высших учебных заведениях. Показательно, что намеченные цели были успешно и в срок выполнены. Кроме того, планировалось также повысить уровень подготовки преподавателей, чтобы они могли свободно пользоваться компьютером и интернетом. Показательно, что доступ в интернет получили все общеобразовательные школы Японии еще в 2001 году.

В-девятых, создать детям условия для радостного и спокойного учебного процесса: проводить больше культурных и спортивных мероприятий, расширять возможности школьных клубов; улучшить существующую систему и методы работы с детьми с неадекватным поведением; защитить их от негативной информации.

В-десятых, создавать школы, пользующиеся доверием со стороны родителей и местных сообществ, внедрив для этого систему оценки деятельности школ; возобновив деятельность школьных советов с целью участия родителей в жизни школы и обмена информацией между родителями; учредив новые типы школ, удовлетворяющие нужды различных районов страны и различных слоев населения.

Характерными моментами третьей реформы японской системы образования можно считать ее нацеленность на индивидуализацию обучения и культивирование индивидуальности учащихся, усиленное развитие мыслительной деятельности и творческих способностей, смягчение стресса, получаемого абитуриентами при поступлении в вузы, расширение образовательных возможностей посредством системы непрерывного образования, содействие процессу интернационализации японского общества.

Проведение реформы образования подразумевает также решение ряда проблем, накопившихся в системе образования в течение последних нескольких десятков лет. Это апатия учащихся; запугивание и насилие в школе, подростковая преступность; отказы детей посещать школу; нежелание родителей нести ответственность за воспитание своих детей; сильные стрессы на вступительных экзаменах при поступлении в вуз.

Реформа еще не завершена и будет продолжаться. Как еще в 1984 году сказал премьер-министр Накасонэ: «Образовательную реформу нельзя провести быстро, чтобы реформировать систему, потребуется длительное время. Результаты реформ будут видны не ранее чем через 20–30 лет».


1Теперь Японии уже не нужны «кропотливые муравьи», ей требуются хорошо образованные, способные и талантливые люди.

Оксана Железняк



?

Log in

No account? Create an account