?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Не только предметные результаты
eurekanext
Ковалева_ЖЖ
Важной темой, обсуждавшейся на прошедшем недавно Байкальском образовательном форуме, были результаты образования. На мой взгляд, проблема современной школы в том, что имеющиеся методики оценки сконцентрированы на предметных результатах. ГИА, ЕГЭ измеряют только предметные результаты. Однако существующие федеральные государственные образовательные стандарты выделяют три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные. Среди метапредметных результатов мне кажутся важными такие умения, как взглянуть на предмет в целом, как бы извне. Понять, какими еще способами можно решить задачу. Оценить целесообразность разных способов решения.
Личностные результаты – наверное, самые сложные для измерения. Понятно, что мы не можем считать «процент гражданственности», достигнутый школьником к определенному возрасту. Это смешно. Однако мне представляется очень разумным сконцентрироваться на одном важном личностном результате. Это субъективность – т.е. способность соизмерять предмет и свои личные цели и интересы. Оценивать, какое место изучение того или иного предмета занимает в конкретной жизни того или иного школьника.
Метапредметные и личностные результаты образования школьников тесно связаны с требованиями к новым компетентностям учителей. Дмитрий Ливанов на Байкальском форуме сказал, что в современных условиях все учителя должны стать тьюторами. Я считаю это некоторым преувеличением. Но я согласна с тем, что учителям стоит развивать тьюторские компетенции. Для достижения школьниками метапредметных результатов учителя должны уметь работать в рамках проектных методик, хорошо владеть интернет-технологиями. Для достижения детьми личностных результатов учителя должны уметь помогать ученикам формировать карту их интересов, определять, какое место в рамках этих интересов занимает та или иная учебная дисциплина.
На таком понимании роли учителя основана наша концепция, ставшая одним из 12 лауреатов конкурса «Школа Сколково». Этот проект Тьюторская ассоциация будет реализовывать в сетевом сотрудничестве с Институтом образовательной политики «Эврика» и Открытым институтом «Развивающее образование». Сетевое сотрудничество представляется мне наиболее перспективной формой реализации такого проекта. Наша школа будет располагаться в Ижевске. Один из руководителей проекта, Михаил Черемных, уже достиг соответствующих договоренностей с городскими органами управления образованием.
Татьяна Ковалева,
президент Межрегиональной тьюторской ассоциации