?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Ресурсные центры
eurekanext
Доможир_ЖЖ
В 2006 году в Калужской области появился ресурсный центр в области машиностроения, он создан на базе государственного учреждения и является структурой системы профессионального образования. С момента создания центра до сегодняшнего дня у нас обучилось более 9 тыс. человек.
Центр обладает площадью около 10 тыс. м2, обучение проходит не только на предприятии автомобильной отрасли, но и на предприятии машиностроения, предприятии автокомпонентов. К нам приезжают на обучение из других регионов.
В центре реализуется порядка 70 программ профподготовки повышения квалификации. Мы создавали центр совместно с компанией Volkswagen, тогда же организовали так называемую ориентированную практику индивидуальной системы подготовки. У нас сейчас порядка семи образовательных программ по такой схеме работает. Уже принято решение о производстве двигателей в Калужской области компанией Volkswagen, поэтому мы будем транслировать опыт и на другие профессии, связанные с этим производством.
Важно, чтобы профессиональные образовательные программы соответствовали потребностям рынка труда. Кроме того, необходим прогноз потребности в кадрах, который многие предприятия сейчас делают. У нас есть хорошие базовые образовательные программы. И готовить специалистов можно, как говорится, «под ключ». Это можно делать с учетом функционированных центров и реализации дополнительных профессиональных квалификаций, которые такие центры могут давать. Либо изначально, либо в привязке к базовому образованию, которое получает учащийся.
Владимир Доможир,
заместитель министра образования и науки Калужской области


Переходим на краткосрочные программы профобразования


На Байкальском образовательном форуме мы рассматривали вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров для рыночной экономики, соответствия ее потребностям рынка и создания частного государственного партнерства в рамках бизнеса, работодателей и образовательных организаций. Министерством образования была разработана и одобрена стратегия подготовки рабочих кадров, которая закрепила приоритетные направления до 2020 года. В рамках стратегии основными задачами являются подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которые будут в целом реагировать на экономику регионов, а также консолидация бизнеса, работодателей, их активное вовлечение в образовательный процесс, а также развитие и доступность образовательной услуги для широкой численности населения. Т.е. в рамках нового закона мы переходим на краткосрочные программы профессионального обучения, дополнительного профессионального образования. К 2018 году должно быть создано 250 многофункциональных центров для выполнения и реализации таких краткосрочных программ.
В рамках программы среднего профессионального образования теперь будет реализовываться программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Также программы профобучения отнесены к основным образовательным программам и будут реализовываться по программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Кроме того, вводится понятие таких структурных подразделений, как базовые кафедры, центры профессиональной квалификации, которые должны способствовать обучению и приобретению дополнительных квалификаций. С помощью этих механизмов должны своевременно реагировать на потребность экономики региона и России в целом.
Татьяна Рябко,
заместитель директора Департамента государственной политики
и подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования
Министерства образования и науки РФ


Как готовить кадры?
белоусов_ЖЖ
Основная проблема – это подготовка рабочих кадров для промышленных предприятий. Как их готовить? Предприятие ли это будет со своими центрами, будет ли это профессиональная подготовка или профессиональное учебное заведение? Мы ищем истину, как лучше, как удобней, как дешевле и быстрее готовить специалистов для наших предприятий.
Необходима такая модель оценки качества образования, которая позволила бы как можно быстрее, как можно эффективнее и как можно лучше подготовить специалистов и трудоустроить их на предприятиях в зависимости от новых промышленных технологий, нового оборудования и от того, какие учащиеся приходят к нам из школы.
Анатолий Белоусов,
директор ГБОУ СПО «Бурятский республиканский индустриальный техникум»


Образованных специалистов не хватает
Белых_ЖЖ


На Байкальском образовательном форуме одна из секций была посвящена теме профессионального образования. Мы подняли вопрос, который волнует сегодня многих, – это вопрос подготовки профессиональных кадров. Сегодня на предприятиях остро нуждаются в специалистах, и кто только ни испытывает этого голода, и кто только об этом ни говорит.
К сожалению, сегодня редко какое-то училище, техникум или институт могут похвастаться тем, что они готовят специалистов, которые полностью удовлетворяют работодателей. Отчасти оттого, что порой их образовательные программы не удовлетворяют сегодняшнему уровню развития промышленности. Тем более что все промышленные предприятия России проходят техническое переоснащение, закупается новое оборудование. Но поскольку оно импортное, то, чтобы работать на этом оборудовании, нужно как минимум иметь среднетехническое образование, а лучше – высшее.
Специалистов с образованием сегодня катастрофически не хватает. Ведь все родители стремятся, чтобы их дети получили высшее образование. Инженерное образование сильно отстало. Нужно от этого отойти, может быть, частично коммерческие вузы отодвинуть или обратить внимание на подготовку инженеров, а не других специалистов, которые сегодня не востребованы. Инженеры нужны, и они должны уметь конструировать. При заводе мы были вынуждены организовать центр по переучиванию работников, потому что студенты приходят после института или техникума, где нет такого оборудования, как у нас.
У нас был раньше авиационный техникум, потом его преобразовали в учебно-педагогический колледж, а сейчас опять переименовали в авиационный техникум. В нем будут готовить авиационных специалистов, и получится такой непрерывный поток – школа, техникум, вуз. Кроме того, студент на любом уровне образования может прерваться и включиться в работу. Например, на третьем курсе до обеда учится в институте, а после обеда приходит к нам на завод и работает на том рабочем месте, где в дальнейшем сможет остаться. Более того, он будет получать заработную плату у нас на заводе, пусть и небольшую. Скажу больше, еще не было таких случаев, когда по окончании института или техникума ребята не были приняты на работу, – все трудоустроены на заводе. Мы стараемся повысить роль рабочего, роль инженера, поэтому на начальном этапе они все получают дотацию.
Я был на предприятиях в Японии, в Европе, там у рабочих сильно развита корпоративная этика, для них предприятие как родной дом. Ответственность надо прививать. У нас же привыкли, что родители поступят за ребенка в школу, в вуз, окончат его, а потом и на работу устроятся.
Леонид Белых,
управляющий директор ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»