?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Предметные результаты по русскому языку
eurekanext
Предлагаемая работа по русскому языку входит в созданный пакет материалов из трех предметных стартовых проверочных работ и ставит своей целью определить готовность пятиклассников к обучению в основной школе.

Задания работы по русскому языку составлены с ориентацией на ключевые предметные образовательные результаты начальной школы для фактической оценки уровня владения уже изученным материалом (блок А, задания 1-5), и на ключевые предметные образовательные результаты 5-го класса (для прогностической оценки – блок Б, задания 6-10), актуальные для любой программы 5-го класса.
В качестве ключевых предметных образовательных результатов начальной школы выделены:
– умение проверять орфограммы безударных гласных, «сомнительных» (парных по звонкости-глухости) и непроизносимых согласных (орфограммы слабых позиций) в корне; орфограммы в изученных приставках и суффиксах, а также окончаниях существительных, прилагательных и глаголов;
– умение записывать слова с другими орфограммами, изученными в 1–4-х классах (орфограммами сильных позиций типа сочетаний ЧК, ЧН и т.п., Ь после шипящих на конце слов, Ь и Ъ разделительные знаки, буква Г в окончаниях прилагательных – ОГО (−ЕГО), словарные слова и пр.).;
– умение определять части речи;
– умение определять грамматические (морфологические) признаки слов;
– умение анализировать синтаксическую структуру простого предложения (находить главные и второстепенные члены).
В качестве ключевых предметных образовательных результатов 5-го класса выделены:
– умение находить и проверять орфограммы, не подчиняющиеся правилам орфографии, изученным в начальной школе (в частности, с орфографическими чередованиями в корнях);
– умение находить и писать новые словарные слова, нарушающие правила графики, изученные в начальной школе (типа парашют, майор);
– умение находить и изучать новые части речи на основе их грамматических (морфологических) особенностей;
– умение конструировать развернутый связный текст-повествование на основе заданных микротем.
Стоит отметить, что данный перечень умений актуален не только для 5-го класса, но и для всего последующего изучения русского языка в основной школе. Поэтому задания блока Б могут служить материалом при постановке учебных задач для всего последующего изучения данного предмета в 5–9-х классах.
Понятно, что кроме перечисленных умений, в 5-м классе ученики будут осваивать и многие другие (и в разных программах их набор может существенно различаться!). Тем не менее указанные умения выбраны в качестве ключевых, так как именно они обеспечивают на данном году обучения и в дальнейшем минимум для формирования:
– функциональной грамотности – способности к изучению и освоению общих способов правописания, изучаемых в основной школе;
– языковой компетенции – способности к изучению и освоению базовых языковых понятий, необходимых для восприятия языка как знаковой системы в целом;
– речевой компетенции – способности к изучению и освоению законов построения текста с учетом поставленной речевой задачи и особенностей речевой ситуации.
Задания блока А впрямую нацелены на диагностику уровня сформированности умений начальной школы. Задания блока Б нацелены на выявление умений, создающих условия для достижения обозначенных предметных результатов в будущем учебном году (в 5-м классе и при дальнейшем обучении в основной школе).
Рассмотрим отдельные задания проверочной работы.
Так же как и в других предметных проверочных работах, необходимо было выбрать для выполнения учащимися 8 заданий из 10. В случае возникновения трудностей при выполнении работы можно было сформулировать вопросы или оставить комментарии к соответствующим заданиям в специально отведенном в работе месте.

Задание №1. Найди и исправь ошибки в диктанте (зачеркни неверную букву или слово и сверху напиши правильно).
За вершинами леса скрылась сонце. Прахладно и сыро в лесу. Оживаит земля. Пахнет весенними почьками. Вот сам собой шевильнулся на земле мокрый лесток. Под ним паказалась из земли зеленая стрелка моладой травке.
Много звуков слышется в чорном лесу. Заливаются на деревъях пефчие дрозды. На вершине старова дуба громко воркует дикий голубь. Около прозрачнай лужи сидят лягушки.
Вытинув длинные шеи, пролетели над темным лесам утки. Страшна захохотал филин. Пронеслись над макушками деревъев лесные кулички.
Наступаит весенняя прахладная ноч.

Комментарий
В задании необходимо откорректировать текст, в котором допущены ошибки на орфограммы, изученные в 1–4-х классах. Всего 22 ошибки (2 из них повторяются), которые группируются по типам орфограмм: 1) гласные в корне, 2) проверяемые и непроизносимые согласные в корне, 3) правописание приставок и суффиксов, 4) правописание окончаний, 5) Ь и Ъ.
Задание проверяет сформированность ключевых умений (обнаружить изученные орфограммы и применить нужный способ проверки) как необходимого условия для дальнейшего обучения правописанию.
По итогам апробации количество ошибок в тексте было сокращено до 10 (по две ошибки на каждый тип орфограмм), поскольку их первоначальное количество представляется чрезмерным. Итоги этого задания: полностью справились с этим заданием около 25% участников мониторинга, частично справились с этим заданием (т.е. не все обнаружили ошибки) – 35%. Не справились с заданием (т.е. не нашли более 50% ошибок) – 40% учащихся. Всего выполняли это задание около 286 000 учащихся.


Задание №2. Определи части речи для всех выделенных курсивом слов (надпиши сокращенно сверху).
А) длинная юбка, удлинить юбку, длинно рассказывать, длина юбки;
Б) два брата, двое братьев, обидная двойка, удвоить урожай, играть,
играть вдвоем, двойственное решение.

Комментарий
Задание проверяет сформированность ключевых умений (определять основные части речи) как необходимого условия для дальнейшего изучения морфологии и обучения правописанию.
Если учащиеся не знакомы с наречиями или числительными, ошибки в определении этих частей речи учитываются только применительно к уже изученным частям речи. Например, наречие определяется как существительное, числительное определяется как прилагательное или глагол и т. п. Если ученик определяет изученные части речи верно, а рядом с неизученными ставит вопросительный знак, прочерк или записывает вопрос в специально отведенном поле, задание оценивается как выполненное верно.
Задание имеет два уровня сложности. Первый – определение трех основных частей речи. Второй – определение всех предложенных частей речи.
Второе задание выполняло около 284 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 36%, частично справились с заданием около 35%, не справились с заданием 29% учащихся.


Задание № 3. Исправь неверно указанные грамматические признаки слов (зачеркни ошибку и напиши сверху правильно).
(пообедать) пирожком – пирожок, имя сущ., неодуш., 1-е скл., мн. ч., П.п.
(к) теплым (пирожкам) – теплый, имя прил., 1-е скл., м.р., мн.ч., Т.п.
(пирожки) остывают – остывать, глагол, 2-е спр., наст. вр., 2-е л., мн.ч.

Комментарий
В задании предлагается исправить ошибки в определении грамматических признаков слов. Задание проверяет сформированность ключевых умений (дать грамматическую характеристику форме слова: определить род, число, падеж, лицо, время) как необходимого условия для дальнейшего изучения морфологии, обучения правописанию и построению грамматически правильного высказывания.
Типичные ошибки: неверное определение падежа прилагательного; у прилагательного определен тип склонения (1, 2); у прилагательного во множественном числе определен род; неверное определение спряжения глагола; неверное определение времени и лица глагола.
Третье задание выполняло около 282 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 22%, частично справились с заданием около 35%, не справились с заданием – 43% учащихся.


Задание № 4. Определи и подчеркни все члены предложения (главные и второстепенные).
А) Папа с мамой вчера посмотрели необычный фильм.
Б) Мне подарили компьютер.

Комментарий
Задание имеет два уровня сложности. Первый – определение членов предложения в двусоставном предложении. Второй – определение членов предложения в односоставном предложении. Задание проверяет сформированность ключевых умений (определять смысловые и грамматические связи между словами в предложении), что является основой для дальнейшего изучения синтаксиса.
Типичная ошибка: учащиеся путают подлежащее с дополнением.
Четвертое задание выполняло около 286 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 45%, частично справились с заданием около 33%, не справились с заданием – 22% учащихся.


Задание № 5. Вставь Ь, где это необходимо. Определи роль буквы Ь в словах и заполни таблицу:
Декабр…, дежуриш…, олад…и, морков…, жил…е, туннел…, реч…, пал…то, молодеж…, простудиш…ся, попрыгун…я, доч…, понедел…ник, бел…е, брош…, пустош… .

Таблица_7

Комментарий
В задании необходимо разделить слова с Ь по группам в зависимости от роли, которую выполняет Ь в слове. Задание проверяет сформированность ключевых умений (выбрать нужное правило или определить условия для применения того или иного правила), что необходимо для практического письма.
1) Слово морковь может быть включено в две группы: Ь – показатель мягкости согласного и Ь – показатель существительных женского рода.
2) Слова, не включенные в таблицу, могут дать учителю дополнительную информацию об освоении учеником предметного материала:
– Если ученик не знает, к какой группе отнести слово туннель, это может просто говорить о том, что это слово ему незнакомо или находится на периферии его словарного запаса, поэтому он не может определить его род. Если при этом все остальные слова верно распределены по группам, можно считать, что роль Ь учеником понята.
– Если ученик не включает в таблицу слова брошь и пустошь, это может быть свидетельством того, что эти слова ему просто незнакомы, соответственно род по примерам употребления он определить не может, но также не может дать грамматическую характеристику слову по его облику (наличию Ь после шипящей).
– Если в таблицу не включены другие слова, то можно сделать вывод о том, что роль Ь не понята.


Типичные ошибки: Ь в слове попрыгунья рассматривается как показатель существительного женского рода; Ь в словах пальто и понедельник определен как разделительный; Ь в словах жилье, белье определен как показатель мягкости согласного.

Пятое задание выполняли около 284 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 32%, частично справились с заданием около 26%, не справились с заданием – 42% учащихся.
Итак, с блоком заданий актуального уровня справилось около 65% учащихся 4–5-х классов. Помимо результатов выполнения заданий были получены данные о количестве учащихся, которые смогли сформулировать вопросы или оставить комментарии в ходе выполнения данного блока заданий. Таких учащихся оказалось всего 2,7% при 35% школьников, которые не смогли справиться с этими заданиями.
Задания блока Б могут служить материалом при постановке учебных задач для всего последующего изучения предмета в 5–9-х классах.

Задание № 6. В стенгазету «В мире животных» принесли заметку.
Однажды, когда я проходил вдоль реки, которая протекала невдалеке от дома, в котором я живу, я увидел под кустом ежика. Когда еж заметил меня, он свернулся в клубок. Когда я подошел ближе и тронул его носком своего ботинка, он смешно зафыркал своим носом. Тогда я выломал палочку, потом снял свою кепку, затем вкатил в нее ежа и принес его к себе домой. Когда братья увидели ежа, то они очень обрадовались. Ежик жил у нас дома целую неделю. Мы кормили ежика молоком и хлебом. Когда мы приехали домой, мы принесли ежа в школу, в живой уголок, чтобы он там жил. Ежик быстро привык к живому уголку и к ребятам, а они к нему.
Члены редколлегии прочитали ее и решили, что тема интересная, но заметку надо основательно отредактировать…
Напиши от лица членов редколлегии рекомендации автору так, чтобы он сам смог отредактировать свой текст.

Комментарий
Данное задание оказалось самым непопулярным, хотя оно и проверяет сформированность ключевых умений (оценить текст с точки зрения его формы, использованных языковых средств), что является необходимым условием для дальнейшего развития письменной речи. Распространенная ошибка – обращение внимания на частности, отсутствие целостного восприятия текста.
В «рекомендациях членов редколлегии» может говориться:
1) об однотипных предложениях (Когда...)
2) о «нанизывании» частей сложного предложения друг на друга (…, который..., который...)
3) о лишних словах, без которых можно обойтись (например, Тогда я выломал палочку, потом снял свою кепку, затем вкатил в нее ежа и принес его к себе домой. ...зафыркал своим носом...)
4) о смысловых неточностях (например, Когда мы приехали домой, мы принесли ежа в школу...)
Шестое задание выполняло около 205 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 12%, частично справились с заданием около 22%, не справились с заданием – 66% учащихся.


Задание № 7. Найди орфограммы в корнях слов, которые нельзя проверить по известным тебе правилам. Подчеркни эти орфограммы, отметь √ слова, в которых они встретились.
□ расшевели́ть − шеве́лится           □ плове́ц − пла́вать
□ подстели́ть – подсти́лка               □ появи́лся − поя́вится
□ беготня´ – бе́гать                          □ рассмотре́ть – рассма́тривать

Комментарий
Задание проверяет готовность детей к восприятию новых орфограмм, способность увидеть ограниченность изученных способов проверки орфограмм. Оно направлено на проверку умения находить и проверять орфограммы, не подчиняющиеся правилам орфографии, изученным в начальной школе (в частности, с орфографическими чередованиями в корнях). Слово «шевелится» в паре «расшевели́ть – шеве́лится» является проверочным для второй гласной, поэтому не все учащиеся выделили его как проверочное.
Типичные ошибки: учащиеся не видят, что в корне под ударением и без ударения разные буквы, т. е. не обнаруживают, что известный способ проверки безударных гласных не работает; отмечают пример, в котором проверка осуществляется известным способом, т. е. не опознают известный способ проверки безударных гласных; учащиеся выбирают недостаточное количество пар слов.
Седьмое задание выполняли около 280 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 33%, частично справились с заданием около 33%, не справились с заданием 34% учащихся.


Задание № 8. Отметь √ слова, правописание которых ты не можешь объяснить.
□ деревья          □ шуба             □ маяк
□ инъекция        □ парашют      □ яма
□ въеду              □ жюри            □ майор

Комментарий
Задание позволяет проверить способность ребенка видеть «границу» своих знаний (различать ранее изученное и новое, необъяснимое с точки зрения изученных правил), помогает поставить задачу будущего изучения словарных слов, правописание которых связано с их происхождением. Данное задание проверяет умение находить и писать новые словарные слова, нарушающие правила графики, изученные в начальной школе (типа парашют, майор).
Восьмое задание выполняли около 282 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 34%, частично справились с заданием около 42%, не справились с заданием 24% учащихся.


Задание № 9. Отметь √ слова (или формы слов), которые ты не можешь отнести к изученным частям речи.

□чтение        □читанный        □читающий
□читать        □читаемый        □читавший

Объясни, почему ты не можешь отнести эти слова (или формы слов) к изученным частям речи

Комментарий
Задание проверяет готовность ребенка к изучению новых частей речи (или их форм) на основе обнаружения их грамматических особенностей. Четыре предложенных слова (читанный, читаемый, читающий, читавший) похожи на прилагательные, однако имеют и другие грамматические признаки (например, время), которые ребенок способен заметить. Предполагалось, что у учащихся будут варианты объяснения: «не могу их отнести к глаголам – они отвечают на вопрос какой?. Не могу их отнести и к прилагательным – есть время: читающий, читавший, и что-то еще (читанный, читаемый)?» Однако в месте для вопросов и комментариев таких текстов оказалось не много. На наш взгляд, неизученные части речи необходимо вставить в контекст, чтобы учащиеся смогли проанализировать его морфологические признаки.
Типичные ошибки: учащиеся не узнают изученные части речи (существительное, глагол); относят неизвестные части речи (причастия) к прилагательным; из объяснения видно, что части речи определяются только вопросами; из объяснения видно, что нет попытки определить части речи, есть попытка узнать (не проходили, не изучали).
Девятое задание выполняли около 278 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 36%, частично справились с заданием около 37%, не справились с заданием 27% учащихся.


Задание № 10. Прочитай.
Высокий дуб рос на холме. Шли годы. Кругом появились дома, улицы. А дуб продолжал расти, удивляя горожан.

Добавь в этот текст несколько предложений так, чтобы в нем получилось три части. Запиши получившийся текст целиком. Если хочешь, озаглавь его.

Комментарий
Задание позволяет, с одной стороны, выявить уровень сформированных речевых умений, с другой стороны – поставить задачу на их совершенствование в дальнейшем обучении в основной школе. Задание проверяет умение конструировать развернутый связный текст-повествование на основе заданных микротем.
Типичные ошибки: учащиеся не разворачивают микротемы (не вставляют предложения внутрь заданного текста); оставляют «оборванный» текст, нет завершения;
отсутствует деление на части; отсутствует абзацное членение.


Десятое задание выполняли около 220 000 человек. Полностью справились с этим заданием около 18%, частично справились с заданием около 31%, не справились с заданием 51% учащихся.
Учащихся, которые смогли сформулировать вопросы или оставить комментарии в ходе выполнения данного блока заданий, оказалось 3,5% при 35% школьников, которые не смогли справиться с этими заданиями более 40%.
Е.К. Кренделева,
сотрудник кафедры филологии ОИРО,
учитель русского языка ЭУК «Школа развития»