?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Предметные результаты по окружающему миру
eurekanext
Учебный предмет «Окружающий мир» в начальной школе не носит систематического характера, это интегрированный и пропедевтический курс, который в разных примерных программах начальной школы строится на разных основаниях. В связи с этим младшие школьники переходят в среднее звено с разной естественно-научной подготовкой, и всем им предстоит освоение новой системной предметности в учебной деятельности с элементами исследования. Более того, из ФГОС основного общего образования исчез переходный курс «Природоведение (естествознание)». В связи с этим большинство авторских групп сместили вниз такие систематические курсы, как «География» и «Биология», и тем самым вернули себе один час на каждый из этих предметов, который был отобран стандартом 2004 года в 6-м классе.

Таким образом, в отличие от математической и лингвистической подготовки, младшие школьники крайне плохо подготовлены к переходу на систематические естественно-научные курсы физики, химии, биологии и физической географии. И, по-хорошему, было бы целесообразно в ФГОС ООО внести поправку о возврате в 5–6-е классы специального курса «Природоведение (естествознание)» с целью подготовки учащихся к систематическому изучению естественно-научных дисциплин.
В связи с вышеописанным у авторской группы данной проверочной работы были определенные сложности, так как выносить в эту работу чисто предметные эмпирические знания из отдельных естественно-научных дисциплин, которыми насыщены разные курсы окружающего мира, для старта в основной школе смысла не имеет, а с большинством предметных способов/средств естественно-научного характера младшие школьники пока не знакомы. Поэтому пришлось пойти на то, чтобы включить в предметный тест задания, ориентированные на общие учебные умения и навыки, которые необходимы, с точки зрения ФГОС ООО, для нормального вхождения в систематические курсы естественно-научных дисциплин. Авторской группой была сделана попытка через создание контрольно-измерительных материалов в дальнейшем повлиять на изменение концепции курса «Окружающий мир» начальной школы в сторону усиления линии, связанной с освоением учащимися основных способов (методов) познания окружающего мира, если мы хотим, чтобы в основной школе изменилось отношение подростков к предметам естественно-научного цикла.
Итак, предлагавшаяся в марте работа по окружающему миру позволяет в первую очередь дать оценку базовым учебно-предметным умениям, которые должны сложиться к началу пятого года обучения: умению работать со схемами, связно излагать свои мысли в письменной речи, восстанавливать последовательность событий и пользоваться шкалами времени, моделировать, пользоваться графиками, диаграммами, текстами для решения конкретных практических задач, ориентироваться в пространстве, проводить эксперименты (выдвигать гипотезы, проводить опыты, измерять, наблюдать, описывать результаты наблюдений и измерений, обобщать и делать соответствующие выводы).
Необходимо еще раз подчеркнуть, что для неверно выполненных заданий и невыполненных заданий важны вопросы, заданные учениками (для этого после каждого задания отведено специальное место). Если они есть, это означает зарождение умения отличать известное от неизвестного, умения формулировать вопросы (т.е. зарождение базовых учебных умений). Если вопросы отсутствуют – это важный диагностический признак, сигнализирующий учителю о том, что способ его преподавания не способствует формированию умения учиться. Качество заданных вопросов анализируется так же, как и решение самих задач.
Возможность выбора заданий для выполнения в условиях дефицита времени дает учителю информацию о том, что ученики предпочитают (как более простое, приятное, интересное) и что они отвергают (как сложное, скучное, неприятное), в особенности если сходный выбор сделан большинством учеников класса.
Перед рассмотрением отдельных заданий необходимо зафиксировать две общие проблемы.
Для выполнения работы учащимся было предложено 10 заданий, но выполнить им нужно было только 8 заданий за 45 минут. Другими словами, у школьников был выбор: два задания, которые они считают для себя трудными, неинтересными или, наоборот, слишком легкими, можно было выбросить и не решать.
Но именно здесь уже у большей части детей возникла трудность: как выбрать? И нужно ли выбирать? Проще решить, хоть как-нибудь, но все задания.
Анализ полученных результатов показал, что наименьшее количество детей выполнили последние задания №№ 8, 9 и 10. Отсюда можно предположить, что учащиеся не владеют так называемым просмотровым чтением. Работа изначально не была полностью ими прочитана. Дети сразу приступают к выполнению первого задания, и далее двигаются последовательно, пока не закончится время (45 минут).
Поэтому можно зафиксировать первую проблему, с которой столкнутся учителя основной школы – отсутствие у детей умения осуществлять осознанный выбор тех заданий, с которыми младший подросток может без проблем справиться (отсутствие умения определять границу знания/незнания).
Вторая проблема связана с возможностью осознанного, содержательного отказа от выполнения какого-либо из выбранных заданий. Именно для этого в работе были отведены специальные места «Вопросы и комментарии». К сожалению, большинство учащихся ни 4-го, ни 5-го классов не воспользовались такой возможностью. Часть детей использовали это место формально, записывая здесь фразы типа «этого мы еще не проходили». Если «не проходили», зачем вообще надо было выбирать это задание? Отсутствие содержательных вопросов и комментариев у учащихся говорит только об одном – формированием умения учиться у младших школьников в начальной школе не занимались. А что значит «содержательные вопросы»? Приведу только один пример. В задании № 5 проверочной работы необходимо было определить, какое расстояние нужно преодолеть, совершая кругосветное путешествие. Учащийся в поле «Вопросы…» задает вопрос: «А чему равна длина экватора?» Вот такой вопрос мы считаем содержательным. Во-первых, из этого вопроса сразу видна проблема ученика (он не соотнес текст и диаграмму, поэтому не смог найти сам длину экватора). И, во-вторых, видно, что ученик «держит» задачу, обнаружил то место, которое не дает ему решить ее. И если ему ответить на этот вопрос, задача будет решена. Вывод: ученик может решать подобные задачи, если устранить его «дефицит» – научить использовать для получения нужной информации составной текст.
Рассмотрим теперь некоторые задания данной проверочной работы.
Всего выполняло проверочную работу по окружающему миру 81 860 учащихся, что составляет 29% от количества учащихся, выполнявших работы по русскому языку и математике. Из этих данных видно, что, к сожалению, небольшое количество учащихся выбрали предмет «Окружающий мир». Эти данные тоже говорят о том, что надо менять концепцию содержания этого важного, нужного учебного предмета для младших школьников.

Первые пять заданий (№№ 1–5) были ориентированы на работу с текстом.

1. Прочитай текст и на основе данной информации выполни задания 1–5.
У Земли один спутник – Луна, которая вращается не только вокруг Земли в том же направлении, что и Земля вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Луна меньше Земли по массе примерно в 80 раз. Она кажется нам большой и яркой, потому что находится не очень далеко по космическим меркам – примерно на расстоянии 380 000 км. Мы видим ее не только ночью, но и утром, и днем.
По древним текстам можно узнать, что китайцы, вавилоняне, египтяне видели на Луне рисунок. Мы, вглядываясь в лунный диск, обычно видим лицо человека. Расположение темных пятен на поверхности Луны не меняется. Это означает, что Луна всегда обращена к Земле одной стороной, потому что период вращения Луны вокруг оси равен периоду ее обращения вокруг Земли.
Наблюдаемое движение Луны по небу сопровождается сменой ее фаз – и мы видим ее то в форме серпа, то полукруга, то полной... И лунный серп, и одна двенадцатая часть года по-русски одинаково называются месяцем. И это не случайно.
Время, когда Луна не видна, называют новолунием – рождением новой Луны. Растущий полукруг – первая четверть. Время, когда Луна видна в виде диска – полнолуние. Спадающий полукруг – последняя четверть.
Раньше у людей не было календарей, а счет дням надо было вести. Поэтому многие народы, в том числе славяне, пользовались фазами Луны. Появился тонкий серпик Луны – значит, наступил первый день месяца. Стал серп чуть пошире – пришел второй день. Если Луна в первой четверти – прошла неделя… Так фазы Луны заменяли в старину календарь и давали две природные меры времени – неделю и месяц.
Промежуток времени, который проходит между двумя новолуниями, равен 29 дням 12 часам 44 минутам. Это и есть лунный месяц, наша прежняя мера времени…

1. Дорисуй последовательность фаз Луны. Обозначь на шкале времени природные меры времени − неделю, месяц.

03

Комментарий:
Необходимо сразу отметить, что в задании в качестве модельной ситуации принципиально изменена на симметричную форму серпа в каждой из фаз Луны. Это сделано для того, чтобы дети и педагоги не смогли формально списать стандартные фазы Луны из учебника или энциклопедии. Если ребенок понимает, что такое «фаза Луны», то он выполнит задание и в этой ситуации, если нет, то здесь два варианта: 1) ребенок отказывается от решения, указав в поле «Комментарии», что задача неправильно составлена (но таких меньшинство); 2) несмотря на то, что форма месяца изменена, дети выполняют задание «как надо», т.е. их рисунок не совпадает с условием задачи (и это явная подсказка учителя). Дети самостоятельно, как правило, лучше выполняют задание, чем с помощью взрослых.
Итак, в данном задании используется способ действия – работа со шкалой времени. Проверяемое умение – соотнесение событий и шкалы времени, а также умение работать со схемой. По тексту можно восстановить все фазы Луны и изобразить на схеме:
«Наблюдаемое движение Луны по небу сопровождается сменой ее фаз – и мы видим ее то в форме серпа, то полукруга, то полной... Время, когда Луна не видна, называют новолунием – рождением новой Луны. Растущий полукруг – первая четверть. Время, когда Луна видна в виде диска – полнолуние. Спадающий полукруг – последняя четверть…
Если Луна в первой четверти – прошла неделя… Так фазы Луны заменяли в старину календарь и давали две природные меры времени – неделю и месяц».
Фактически попутно можно оценивать умение учащихся работать с текстом (вычитывать информацию из текста).
Типичные ошибки: дети пропускают отдельные фазы Луны, например, полнолуние или одну из четвертей; не полностью выполняют задание (не указывают лунную неделю, месяц); отождествляют каждое изображение Луны на рисунке с одним земным днем, поэтому все семь изображенных на рисунке фаз Луны принимают за одну лунную неделю; выполняют задание, не обращая внимания на отличие приведенной модельной ситуации от представленной в учебниках.
Данное задание выполнили 98% учащихся 4–5-х классов. Полностью справились с этим заданием только 16% учащихся, частично – 35%. Не справились с заданием 48% учащихся.



2. Покажи на диаграмме примерную массу Луны.

02
Комментарий:
В задании используется способ действия – чтение и построение диаграммы.
Проверяемые умения – построение диаграммы с учетом отношения кратности; работа с текстом.
Для построения диаграммы достаточно вычитать одно предложение из текста: «Луна меньше Земли по массе примерно в 80 раз».
Типичные ошибки: задание выполняется без опоры на текст, поэтому масса указывается произвольно, наугад; не выдержан масштаб диаграммы (клеточка, показывающая массу Луны, отличается по размеру от клеточек, показывающих массу Земли).
Данное задание выполняли практически все учащиеся (99%). Справились с этим заданием 53% учащихся. Не справились с заданием 39% учащихся.


5. На диаграмме сравнивается длина экватора Земли и расстояние от Земли до Луны.
Опиши диаграмму, вставляя пропущенное.
Путь от Земли до Луны примерно в _____________ раз ____________, чем длина экватора. Совершая кругосветное путешествие, человек должен преодолеть примерно _______________________ километров.

05
Комментарий:
В задании используется способ действия – чтение диаграммы, соотнесение между собой информации, представленной в нескольких формах (словесный текст и диаграмма).
Проверяемые умения – чтение диаграммы с учетом отношения кратности; работа с составным текстом.
Для правильного выполнения задания необходимо воспользоваться двумя источниками: текстом – «Луна кажется нам большой и яркой, потому что находится не очень далеко по космическим меркам – примерно на расстоянии 380 000 км» и диаграммой (по диаграмме можно понять, что одно деление равно 38 000 км).
Такой текст, в котором необходимая для решения задачи информация представлена в разных формах (в данном случае – в виде словесного описания и диаграммы), называется составным.
Типичные ошибки: дети определяют путь от Земли до Луны без опоры на диаграмму, хотя никакими другими данными они (если действуют самостоятельно) не располагают; неправильное прочтение диаграммы, что приводит к ошибке; путается понятие «больше», «меньше»; не сопоставляются данные текста («расстояние от Луны до Земли примерно 380 000 км») и данные диаграммы.
Это задание выполняли 98% учащихся. Полностью справились с заданием 37% школьников, частично справились – 29%. Не справились с заданием – 34% учащихся.
Итак, рассмотренные несколько заданий данной проверочной работы позволяют прежде всего оценить уровень сформированности информационной грамотности у школьников, а именно: умение работать с информацией, заданной в явной и неявной формах с использованием схем и диаграмм. Эти умения будут крайне необходимы для всех учебных предметов естественно-научного цикла.


6. Гуляя в солнечный мартовский день в окрестностях холма, Петя обратил внимание на то, что на одном склоне холма уже начала пробиваться трава, а с другого склона еще катались горнолыжники и сноубордисты. На плане показан этот холм и дом, в котором живут Петя и его друг Коля. Кто из мальчиков, выйдя рано утром на балкон, увидит восход солнца? Обоснуй.

04


Комментарий:
В задании используется способ действия – ориентирование в пространстве.
Проверяемое умение – решение задачи с определением и использованием сторон горизонта и знания о движении Земли вокруг своей оси.
Типичные ошибки: учащиеся не определяют направление «север-юг» по описанию из текста (по крайней мере, не фиксируют на схеме); не знают, где находятся запад и восток относительно направления (север-юг); произвольно определяют направление «север-юг»; не знают, где восходит солнце; не обосновывают выбор своего ответа.
Учащиеся не привыкли работать со сторонами горизонта, если направление на них отличается от стандартного (при котором на листе бумаги юг «снизу», север «сверху»). В этом задании нужно было применить элементарные знания об ориентировании в природе по местным признакам (на южном склоне трава, на северном – снег).
Элементарное умение ориентироваться в пространстве по сторонам горизонта необходимо для успешного начала изучения географии в основной школе, в частности, при изучении основ картографии.
Это задание выполняли 98% учащихся. Справились полностью 27% учащихся. Не справились с этим заданием 42% школьников.


7. Отметь два вопроса, на которые нужно знать ответ, чтобы определить, является ли животное домашним. После этого определи, какие животные из представленного ниже списка дикие, а какие – домашние.
1) Разводят ли люди этих животных?
2) Можно ли такое животное встретить в квартире?
3) Приносят ли эти животные пользу людям?
4) Относятся ли такие животные к зверям?

Рысь, кошка, таракан, медоносная пчела, домовая мышь

Комментарии:
В задании используется способ действия – выделение характерных признаков отнесения объекта к определенному классу.
Проверяемое умение – умение по выделенным признакам определить живое существо.
В этом задании важно соотнести выбранные два вопроса со списком предъявленных животных.
Типичные ошибки: дети неправильно выделяют два вопроса, поэтому неправильно определяют домашних животных; не соотносят ответы на вопросы с выбором домашних животных.
Это задание выполняли практически все учащиеся (99%). Полностью справились с этим заданием 33% учащихся, 38% справились с этим заданием частично. Не справились с заданием 29% учащихся.


8. Как доказать, что для прорастания семян арбуза нужен доступ воздуха? Выбери два сосуда, которые нужно взять для опыта.

01

Комментарий:
В задании используется способ действия – постановка эксперимента. Проверяемое умение – проведение доказательства той или иной гипотезы с использованием контрольного и экспериментального материала. Должны быть выбраны сосуды, для которых температура одинакова, а различие – только в проверяемом условии – доступе воздуха.
Типичные ошибки: дети выделяют два сосуда с различием не только в проверяемом, но в побочных факторах (с разными температурами).
Данное задание крайне важно с точки зрения оценки представления выпускников начальной школы о понятии «эксперимент». Данный способ познания окружающего мира необходим для изучения систематических естественно-научных дисциплин в основной школе.
Это задание выполняли 90% учащихся. Не справились с этим заданием более 50% школьников.

Алексей Воронцов