?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Шаг к революции
eurekanext
славин_ЖЖ
В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» стандарт обеспечивает гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования. Именно стандарт с 1 января 2014 года (в связи с отложенным вступлением в силу отдельных пунктов) является основой для разделения образовательной услуги и услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, именно он определяет государственное участие в финансовом обеспечении пребывания наших детей в организациях.

То есть, во-первых, от того, что будет написано в стандарте, будет зависеть величина бюджетного финансирования дошкольного образования, что определит достаточность или, напротив, недостаточность средств для эффективного осуществления образовательной деятельности (и тут опять же важно не «чему будут учить», а чтобы можно было бы в принципе «учить тому, чему будет решено учить обществом», чтобы организация, получив деньги, не стала урезать образовательную программу, выводя занятия с отдельными педагогами за ее пределы и взимая плату с родителей, а могла распорядиться ими для того, чтобы дать качественное образование и чтобы их было достаточно). Для этого в стандарте должны быть четко прописаны правила игры для организаций, реализующих программы дошкольного образования. И будучи зафиксированными в стандарте, эти правила в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона станут требованиями для субъектов РФ по установлению необходимых и достаточных нормативов затрат для реализации программы. Тем самым будет определена четкая линия (которая сегодня в нем как раз и прописана):
Стандарт определяет обязательства субъекта РФ по финансовому обеспечению его реализации --> Субъект РФ передает средства учредителям (в виде субвенции или субсидии частникам) --> Учредитель формирует муниципальное задание, беря за основу региональный норматив и добавляя расходы на содержание имущества --> Передает это задание учреждению и спрашивает с него за его выполнение/либо, если учредитель не государство, то он использует свои механизмы контроля за утвержденным им управленцем.
Во-вторых, от того, что в стандарте будет требоваться для реализации программы дошкольного образования, будет напрямую зависеть размер родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за ребенком. Сегодня никто не возьмется строго разделить образование и присмотр и уход на абсолютно не пересекающиеся услуги. Нельзя четко определить, что, например, помощник воспитателя на 80% (90, 100, сколько угодно) занимается присмотром и уходом, а на 20% участвует/создает условия для реализации программы. И если в стандарте четко не закреплены деятельности (и, соответственно, лица, их выполняющие), которые необходимы для реализации программы (образования), то остается большая область для спекуляций на уровне регионов в части разделения расходов на необходимые для образовательной услуги и услуги по присмотру и уходу. Приведу простейший пример – ряд регионов, прочитав одно пожившее уже инструктивное письмо Минобрнауки, в котором говорилось о том, что воспитатель 60% времени занимается непосредственной образовательной деятельностью, посчитали для себя возможным оставшиеся 40% просто не финансировать. Вот этого точно допускать нельзя. Сентябрь приближается, ограничения по родительской плате отменяются, а по нашим расчетам, в среднем по РФ это приведет к ее повышению (даже если родители будут оплачивать исключительно поваров, кастелянш, рабочих по стирке белья и продукты питания) до 3150 рублей в месяц, без учета 20-процентной компенсации.
Несомненно также, что стандарт – это возможность не просто четко определить правила игры организаций, но и сколь это возможно их улучшить, обеспечив не просто возможности детям получать образование, а родителям отдавать детей в детские сады, но и возможности детям получать качественно отличимое от сегодняшнего образование и находиться в качественно лучших условиях в самих садах, а родителям отдавать детей в детские сады с уверенностью, что они поступают правильно.
В целом отличительная черта стандарта – это нацеленность финансирования на требования к условиям, это позволяет поддержать разнообразие и режимов работы организаций, и продолжительности пребывания детей в группах. Так, например, обеспечивается возможность существования краткосрочных групп, в которых нет услуги по присмотру и уходу, а значит, которые будут для родителей бесплатными.
Теперь, разумеется, дело за общественностью. Можно с уверенностью ожидать негативной реакции субъектов РФ на любую попытку навязать им дополнительные обязательства, попытку перейти от просьб к требованию создания благоприятной ситуации развития детей в детских садах (что, разумеется, только в рамках Стандарта и возможно). Но стоит ли будущее детей России, наших детей, тех 80–90 млрд рублей в год, которыми оценивается новое дошкольное образование, это, я верю, решать предстоит именно обществу.
Семен Славин,
старший научный сотрудник ФГАУ ФИРО