?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Все дети разные
eurekanext
юдина_ЖЖ

Основной проблемой при разработке стандарта стал дефицит времени. Формально он разрабатывался четыре с половиной месяца. Для сравнения: стандарт начальной школы разрабатывался четыре года. Написать стандарт дошкольного образования ничуть не проще, возможно, в чем-то даже труднее. К счастью, в рабочей группе оказалось много единомышленников, и нам довольно быстро удалось прийти к принципиально общей концепции.
Концепция заключалась в том, что это – стандарт развития и социализации ребенка дошкольного возраста. Он опирается на возрастной подход, призван задавать культурные формы сотрудничества и содействия детей и взрослых в дошкольном образовании. Мы попытались создать стандарт, который бы обеспечил развитие системы дошкольного образования в нашей стране. Решая эту задачу, нам удалось разработать стандарт условий, который в том числе опирается на совершенно новый механизм финансирования образования по условиям.
Согласно новому закону «Об образовании в РФ», в любом стандарте есть три группы требований к образовательной программе: к условиям ее реализации, к ее структуре и к результатам ее освоения. Важно понимать, что основную образовательную программу разрабатывает и реализует сама образовательная организация – в нашем случае детский сад – с учетом примерных программ из рекомендованного перечня Министерства образования. И согласно закону именно программа организации должна соответствовать стандарту. Основная дискуссия разгорелась вокруг того, на что следует сделать акцент – на условия реализации программ или на их результат. В рабочей группе была представлена позиция, согласно которой мы должны жестко задать требования к образовательным результатам детей. Но победила контрпозиция – мы очень тщательно (хотя и свободно для педагогического творчества) описали условия, в которых дети развиваются.
На мой взгляд, задать жесткие требования к результатам дошкольного образования невозможно по нескольким причинам. Прежде всего уровень дошкольного образования в России необязательный, и ребенок, например, может прийти в школу из семьи. Можем ли мы предъявлять требования к семье, чтобы их ребенок соответствовал некоему «стандарту»? Кому вменить ответственность и какие применить санкции, если этого не произошло? Школа должна принимать всех детей, у нас общедоступное основное общее образование. Кроме того, ребенок дошкольного возраста очень пластичен в своем развитии, дети в этом возрасте очень разные. То, что интересно одному ребенку, не интересно другому. Невозможно ожидать от всех детей одинаковых результатов. Задача образования в дошкольном возрасте – предоставить детям самый широкий выбор, чтобы ребенок мог пробовать себя в разных видах деятельности, в отношениях между людьми.
На этапе завершения периода дошкольного детства важно определить не столько его результаты, сколько цели... Понятно, что гарантировать результаты невозможно, но цели важны для того, чтобы определить направления нашего движения, указать, куда стоит стремиться.
Целевые ориентиры дошкольного образования были описаны в стандарте как «возрастной портрет ребенка» – его возрастные характеристики, которые представляют собой согласованные ожидания государства, педагогов, общества. Мы предполагаем, что при соблюдении всех описанных нами условий развития и социализации ребенка есть высокая вероятность, что эти цели будут достигнуты. Они не реализуемы для каждого отдельного ребенка (дети будут все разные), но такой «среднестатистический» портрет дает нам ориентиры, позволяет определиться, чего мы хотели бы от ребенка, который пойдет в школу.
При этом школьная готовность ребенка – лишь одно из измерений (пусть важное), которые мы учитываем. Например, одна из самых важных вещей, включенных в возрастной портрет – это инициатива и самостоятельность ребенка. Она может развиваться и проявляться как в познании ребенком мира, так и в его отношениях с другими людьми – или с самим собой.
Что касается самой программы, то с нашей точки зрения программа – это путь, которым мы движемся к поставленным целям. Мы считаем важным обеспечить вариативность программ – впрочем, это норма закона. Должно существовать много разных программ, и у родителей должен быть реальный выбор – чего они хотят для своего ребенка.
Елена Юдина,
профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета,
научный руководитель магистерской программы Московской высшей школы социальных и экономических наук


Больше свободы детским садам
Смирнова_ЖЖ

Для меня очень важно то, что стандарт дошкольного образования предоставляет детским садам больше свободы в выборе игр и игрушек для детей. Сейчас, по крайней мере в Москве, здесь все очень жестко нормировано: детские сады опираются на те игры, игрушки и производителей игрушек, которые выбраны региональным Департаментом образования. Это очень ограниченный список. Другая проблема состоит в том, что Департамент при выборе игрушек для детских садов нечасто прислушивается к рекомендациям ученых. В результате в детских садах нет игрушек для свободного экспериментирования, для развития воображения детей, для моделирования. Возможно, после принятия стандарта детские сады, став свободнее в выборе, смогут свободнее выбирать игрушки и будут прислушиваться к рекомендациям ученых в том числе.
При этом жестко задавать какие-либо списки игрушек и ограничивать детские сады вообще-то нельзя. Материальные их возможности отличаются довольно сильно. Кроме того, стандарт подчеркивает необходимость вариативности. О какой вариативности может быть речь, если список игрушек жестко задан?
Еще один важный момент в стандарте – разработчики подчеркивают важность социализации, необходимость свободной игры, отношений с другими детьми. Сейчас в детских садах расписана каждая минута. Дети передвигаются от одних занятий к другим, не имея возможности нормально общаться, что плохо сказывается на их способности к взаимодействию в дальнейшем. Надеюсь, стандарт поможет добиться подвижек в этой области.
Елена Смирнова,
руководитель Центра игры и игрушки МПГУ