Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Не жизнь важна, а показатели?
eurekanext
Адамский4_ЖЖ
Споры вокруг единого экзамена напоминают какую-нибудь классическую пьесу.
И по содержанию – накал страстей вокруг экзамена всегда и везде достигает драматического уровня. В любой стране и в любое время – ставки слишком высоки, решается судьба человека.
Но главное – по форме, уже известны основные герои со стороны нападения и со стороны защиты, известны аргументы и взаимные обвинения, известны предложения и известен финал – единый экзамен останется формой государственной итоговой аттестации.
Но есть и новые мотивы: все чаще начинает употребляться слово «честность».
И на самом деле люди начинают понимать, что не единый экзамен – причина списывания и мухлежа, не единый экзамен породил коррупцию и взятки за хорошую отметку, не единый экзамен – причина плохой успеваемости по математике или нежелания сдавать физику, не из-за единого экзамена выпускники не идут учиться на инженера, а массово идут учиться на юриста.
Но главное – единый экзамен и все, что вокруг него происходит, проявляет, показывает, отражает общественное представление о том, что образование играет все меньшую и меньшую роль в том, как сложится жизнь наших сограждан.
Люди считают, что знания и способности, компетенции и навыки, полученные в школе – не главное. А главное – показатели, сертификаты, отметки.
И откуда у наших граждан такое убеждение?
Кто им показывает пример такого поведения?
У кого это отчеты не совпадают с реальностью, но именно отчеты являются основой жизненного успеха?
…Учителя массово помогают своим ученикам сдавать единый экзамен. Массово.
Записные критики и сторонники единого экзамена редко об этом говорят, потому что обижать учительство не принято, и это правильно – нельзя почем зря трепать авторитет преподавателей.
В прошлом году в одном регионе придумали нехитрую уловку: в день экзамена по русскому языку решили собрать лучших «русистов» на совещание в министерство. Чтобы некому было помогать выпускникам. По спискам отобрали двадцатку самых маститых и послали официальный вызов.
Я спросил недавно министра из этого региона, будут ли в этом году повторять этот «методический прием». Оказалось – не будут, потому что в прошлом году пришло на это совещание восемь человек из двадцатки. И все не пришли по уважительной причине и даже справки предоставили.
В этом году решили перетасовать учителей на пунктах приема – городских отправить в сельские районы, а сельских – привезти в город.
Посмотрим, чем кончится.
Перед началом экзаменов тема обсуждалась на всех уровнях: полномочные представители президента во всех федеральных округах провели совещания с главами регионов, те, в свою очередь, клялись сделать все возможное, чтобы экзамен прошел честно, грозились строго наказать виновных… В одном северокавказском регионе такое уже было в прошлом году: самого энергичного министра – борца за справедливое проведение экзамена – как раз и уволили, и теперь этим же и доказывают свое рвение.
И все понимают: если бы глава региона дал полный карт-бланш на проведение честного ЕГЭ, это сильно бы помогло.
Но мало кто на это идет.
И прежде всего потому, что начальство считает так: ну хорошо, я проведу честно, а соседи – нет. И мои показатели будут хуже. И это еще полбеды, а вот фальшивые отличники приедут ко мне в регион и займут места в «моих» вузах.
Наблюдения за проведением единого экзамена проявили еще одну печальную сторону общественного отношения к экзамену: активными помощниками выпускников становятся общественные наблюдатели.
Для меня это самая неприятная ситуация: плохо, когда на это идут студенты, безобразно, что развивается сетевой рынок продажи ответов (в основном это жулики), просто трагедия, что учителя вовлечены в коррупцию при сдаче экзамена, но все-таки самый весомый аргумент в пользу того, что именно обществу не нужны знания выпускников, а нужны «показатели» успеваемости – это доброхоты из числа общественных наблюдателей. И многие руководители уже открыто это говорят.
Пока стоимость знаний низкая, рынок сертификатов будет расти.
И любые призывы быть честными на экзамене не будут услышаны. Особенно учителем, который за один день, помогая выпускникам, может заработать столько же, сколько за весь учебный год.
А вот политики, которые поднимают народные массы не на борьбу за ценность образованного гражданина, а на войну с экзаменом, скоро должны будут уйти со сцены. Пьеса устарела.
Александр Адамский

  • 1
В интервью о ЕГЭ (оно в недавних новостях есть на сайте "Эврики" Евгений Бунимович сетует, что не возник институт общественных наблюдателей при ЕГЭ. И логично не возникнет, потому что если на выборах общество заинтересовано, чтобы было честно, а на ЕГЭ - нет. На ЕГЭ люди хотят не честных оценок, а лучших. На ЕГЭ жалуются не отличники, у которых занизили балл; на ЕГЭ жалуются в массе родители и знакомые учеников, которые, как они сами признаются, "ну звёзд с неба не хватал, но должен же поступить всё-таки..." Пока у нас в стране будет развиваться идеология, что высшее профессиональное образование - это не один из путей в жизни, а некая особая ступень, делающая тебя ценнее других, всё это и будет продолжаться. (Что интересно, но это развивалось в стране, где официально, вроде бы, вещалось о ценности труда рабочих и крестьян, а интеллигенция объявлялась прослойкой; видимо, реакцией на это и было стремление всё-таки идти в вуз). Пока публика (и педагогическое сообщество) не уяснит, что для большинства профессий не нужно заканчивать вуз, а образование люди получают не в вузе, а десятками других способов (чтением книг, посещением клубов, коллекционированием...), ничего не сдвинется. Причём, обсуждая конкретных людей (своих взрослых знакомых), все это понимают; а при переходе на обобщение, тут же "отлетают" от реальности. При этом понимая, что наличие высшего образования не добавляет жизненных материальных благ.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account