Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Чтобы выстоять, надо меняться
eurekanext
заир-бек1_ЖЖ
Единый государственный экзамен – он как живой организм, который не может оставаться одним и тем же постоянно. Слава Богу, нет уже того ажиотажа, который сопутствовал ЕГЭ в начале нулевых. В конце концов, люди ко всему привыкают и учатся, как уменьшить степень ущерба, который может принести то самое неудобство, которое называется ЕГЭ. Но ЕГЭ продолжает меняться. Вводится обязательный ЕГЭ по иностранному языку, совершенствуются контрольно-измерительные материалы.

И тем не менее уже сейчас очевидна необходимость изменения самой идеологии Единого государственного экзамена. Я не говорю об очевидных вещах, о которых уже только ленивый не сказал: о том, что показатели по среднему баллу ЕГЭ необходимо исключить из отчетности об эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, начиная с губернатора.
Я имею в виду прежде всего переход на компетентностный подход при сдаче ЕГЭ. Новый ФГОС, по сути, обеспечивает методологические основания для перехода обучения на базе компетентностного подхода. Однако известно, что в России ЕГЭ – больше чем просто выпускные экзамены. Сегодня именно методология ЕГЭ формирует методику преподавания в школе, а методология ЕГЭ по-прежнему репродуктивная, даже при наличии разноуровневых заданий повышенного уровня. Изменение КИМов в сторону снижения их репродуктивного характера, на мой взгляд, сдвинет с места развитие методик преподавания, методологию написания школьных учебников, а также сделает различные манипуляции на самом экзамене ненужными. Кроме того, такое изменение КИМов станет гарантией сохранения разнообразия подходов к изучению ряда важнейших школьных дисциплин, по поводу которых сегодня идет дискуссия о необходимости унификации их преподавания. Я имею в виду прежде всего историю и литературу.
Конечно, такой переход не может быть одномоментным. Более того, это во многом болезненная процедура, прежде всего для учителей, которые привыкли к определенным правилам и подходам в преподавании. Эти подходы гарантируют определенность, предсказуемость, технологичность и во многом упрощение. Однако все это никак не характеризует современное образование, не обеспечивает связь общего и высшего образования сегодня, когда первокурсникам приходится выдерживать в прямом смысле ломку в подходах к учению в вузе, где приоритетными становятся методы самостоятельной работы и научного исследования.
ЕГЭ может стать не водоразделом, как это, увы, происходит сегодня, а связующим звеном, дополнительным механизмом в системе образовательного и социального лифта.
Но это все пока дело будущего, хотя будущее должно начинаться как можно скорее. А пока… Пока ЕГЭ стал частью рутины, встроился в систему образования, хотя и подвергается периодически разным испытаниям на прочность. Чтобы выстоять, ему надо меняться.
Сергей Заир-Бек

?

Log in

No account? Create an account