Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Экзамены будут всегда
eurekanext
Сайбединов1
Наш народ очень любит приметы, и не только их сохранять, но и преумножать, соз-давая новые. Такие приметы есть и в образовании. Если летом дети начинают ак-тивно здороваться – значит, скоро начало учебного года, СМИ бурно заговорили о ЕГЭ – учебный год заканчивается, скоро экзамены и каникулы.

В связи с этим я задумался, прежде чем принять участие в сезонном обсуждении ЕГЭ, а действительно ли эти вопросы настолько актуальны для людей или это мы профессио-нально раздуваем в них огонь «негаснущего интереса» к «сакральным» проблемам чело-века и школы. А то ведь не дай-то бог нить накала интереса к нам, к нашей школьной жизни и к тем, кто живет за счет этого интереса, угаснет. У меня как у учителя и директо-ра постоянно в голове крутится вопрос – в чем уникальность такой жизнестойкости «про-блемы ЕГЭ»? За годы его существования уже снялись, преобразовались и адаптировались многие школьные сложности и вопросы, сопровождающие любое новое начинание, а раз-говоры вокруг ЕГЭ никак не утихают. Разгоряченные же эксперты в период сезонного обострения больше напоминают испанцев во время корриды – эдакой своеобразной кор-риды… без быка.

Что же принесла «смутная эпоха» ЕГЭ школам, что положительного осталось? Какие плюсы?
– один период экзаменов вместо двух, выпускных из школы и вступительных в вуз;
– возможность подать документы со своими результатами ЕГЭ сразу в несколько вузов, не выезжая при этом на дополнительные экзамены в города, где они находятся;
– регионы потеснили «первородство» столичных школ на обучение в ведущих вузах;
– тестовая система при всем несовершенстве вынудила охватывать большее образователь-ное пространство в образовательной области, требуя больших знаний.

В чем же досталось школам? На чем обожглись?
– усилилось расслоение на кастовость образовательных областей и предметов;
– проявилось снижение учета значимости индивидуальности ученика и ресурса эмоцио-нальности предмета;
– вспыхнула «эпидемия непрофессиональности» в системе управления образованием, вы-разившаяся в односторонней способности оценивания работы школ только по результа-там ЕГЭ, спровоцировав при этом развитие целой платной индустрии по натаскиванию на высокий результат;
– расцвела «пандемия любви» у руководства школ к предметам ЕГЭ, проявившаяся в не-обоснованном перераспределении учебной нагрузки на эти предметы в ущерб осталь-ным;
– пустило корни невежественное заблуждение у родителей и общества, угрожающее пре-вратиться в стереотип восприятия, что школа – это период подготовки к ЕГЭ.

Что же осталось на чаше весов? Только главное, которое, в сущности, всегда и было:
– что экзамены, какой бы аббревиатурой вы их ни обозвали, будут всегда;
– что проблема не в плохом ЕГЭ – это всего лишь форма среза результатов, и если есть проблемы, то эти проблемы в обучении. Бессмысленно ругать корову, что она худая и не дает молока, если вы ее плохо кормите. Какие знания – таков и результат.

Поэтому основная сложность – в спокойном совершенствовании этого необходимого и без сомнения прогрессивного замысла, пока в полной мере качественно так и не реализован-ного в практике образования, в том, что качество дискуссий вокруг ЕГЭ, уже давно вы-рвавшегося из поля профессиональных обсуждений, переместилось в поле общественно-политических дискуссий. Школе сегодня дали многое для совершенствования и развития, нужно еще немного стабильности и спокойствия, не нужно раскачивать школьную лодку, периодически меняя ее направление, так она никуда и никогда не доплывет.
В подтверждение своих слов я сейчас мог бы привести и результаты ЕГЭ по школе, и зна-чительно расширившуюся географию поступления выпускников в вузы других городов, и примеры решения других сопутствующих проблем, только в этом нет необходимости. Об этом сегодня может рассказать каждый директор школы, так как ЕГЭ уже давно адапти-ровался в школе, будем ждать, когда адаптируется в общественном сознании. А если не адаптируется, что ж, вместо ЕГЭ будет какое-то другое Е…, которому все равно будет нужен прежде всего результат.
Александр Сайбединов,
Директор Губернаторского Светленского лицея, Томская область

?

Log in

No account? Create an account