Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Настройка на стресс
eurekanext
павлова_ЖЖ
ЕГЭ уже стал привычной формой итоговой аттестации школьников, но мифы вокруг ЕГЭ по-прежнему волнуют родителей и учеников. К нам очень часто обращаются родители школьников, готовящихся к ГИА или ЕГЭ. По-прежнему большинство учеников выбирают подготовку к ЕГЭ с репетитором. Почему?

ЕГЭ боятся и ругают. Многие вузовские и школьные преподаватели критикуют экзамен. И они во многом правы: у ЕГЭ много недостатков. Но я предлагаю относиться к этому как к данности (мы же не можем отменить экзамен) и подумать о его достоинствах. На мой взгляд, одно из главных – это предсказуемость, мы точно знаем, что нас ждет. Кроме того, простые тестовые задания создают ситуацию успеха для каждого, дают возможность учиться от успеха к успеху, показать знания базового уровня, не опасаясь провала на экзаменах. Поступить в вуз благодаря своему упорству и правильной подготовке.
Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Претендовать на высокую оценку можно в том случае, если ученик хорошо знает не только предмет, но и все особенности и тонкости экзамена по этому предмету. Главная задача педагога – научить сдавать тест.
Для этого необходимо познакомиться со структурой ЕГЭ, процедурой сдачи экзамена, раскрыть содержание каждого блока в отдельности.
Тесты выполняются на бланках ЕГЭ. Такая работа дает возможность предотвратить все ошибки, связанные с оформлением бланков ЕГЭ, снимает психологическую нагрузку, дает уверенность в своих силах.
Экзамен – это и борьба за каждый балл.
Я c 2008 года занимаюсь подготовкой к ЕГЭ дистанционно в режиме онлайн. Онлайн-тестирование позволяет быстро выявить пробелы в знаниях и направить усилия каждого конкретного ученика на преодоление своих трудностей.
Ошибочно считать, что грамотное преподавание в школе и добросовестное отношение ученика к предмету гарантируют успех на ЕГЭ.
Для успешной работы по подготовке к ЕГЭ необходимо:

  • восстановить и систематизировать материал;

  • понять, что требуется в каждом типе заданий частей А, В и С;

  • освоить последовательность действий, алгоритмы рассуждения при выборе ответа;

  • не угадывать, а осознанно выбирать правильный ответ, не попадая при этом в ловушки и не натыкаясь на подводные камни;

  • понимать законы русского языка;

  • уверенно себя чувствовать на экзамене;

  • отработать каждое задание;

  • сэкономить время;

  • набрать максимальное количество баллов.

Ежегодно при подготовке к ЕГЭ по русскому языку у выпускников одни и те же проблемы:

  • отсутствие навыков тестирования, пробный ЕГЭ проблему не решает;

  • ошибочное понимание формулировок в тестовых заданиях ЕГЭ;

  • технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

  • не используется статистика результатов ЕГЭ по русскому языку. Типичные ошибки повторяются из года в год, и выпускники наступают на одни и те же грабли;

  • сочинение пишется без учета критериев его проверки.

Главное, чтобы дети как можно больше работали с тестовыми заданиями, онлайн-тесты позволяют экономить время.
Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» – угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?
Вот уже несколько лет я использую при подготовке к ЕГЭ простую и рациональную методику, в основе которой – алгоритмы рассуждения (при выборе ответа в частях А и В последовательность действий: что делаем?), ученики учатся анализировать задания и варианты ответов, сужать границы поиска и осознанно выбирать правильный ответ.
Работа с алгоритмами позволяет систематизировать знания учащихся, выявить проблемы и вовремя ликвидировать пробелы в знаниях, дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ. Практика показывает, что теоретический материал – камень преткновения для выпускников, при повторении теории удобно пользоваться таблицами и алгоритмами, но необходимо акцентировать внимание на наиболее характерных ошибках, а в ЕГЭ по русскому языку также на особенно сложных случаях орфографии или пунктуации.
Не ждите быстрого успеха, задание (А1, А2 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 10 раз каждое (А1, А2 и т.д.), тогда появится уверенность и четкость. В тестах по 10 заданий одного типа. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и обосновать (объяснить), почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию». Одной из форм работы является создание карточек-тестов самими учениками.
Подготовка к части В требует хорошей теоретической подготовки, для ее выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученик должен не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от схожих.
В задании части С ЕГЭ по русскому создавать литературный шедевр не требуется, равно как и проводить подробный лингвистический анализ исходного текста.
Это самое сложное задание и для сильных учеников, и для слабых. Первые нацелены на глубокие и пространные размышления, которые положительно на оценку могут и не повлиять. У вторых наверняка будут трудности и с определением проблемы текста, и с логикой, и с речью. Ученики привыкли писать либо изложение и стараются свести сочинение к пересказу, либо сочинение на свободную тему, и в таком случае пытаются, уцепившись за пару слов, развивать свои мысли. И то и другое ошибочно.
Совместная работа с преподавателем, сравнение собственных сочинений с другими, новые попытки написать лучше.
Ребята становятся экспертами, используя таблицу с критериями оценок, выставляют баллы, обсуждают. Объяснение причин снижения оценки дает понимание того, за что ставятся баллы.
Несомненно, большое внимание уделяется самоподготовке и взаимопроверке, причем необходимо учитывать разную степень подготовленности учеников.
Важно психологически настроить ученика на ситуацию экзамена и научить управлять собой в условиях стресса.
Светлана Павлова,
генеральный директор компании «Дистанционный репетитор»,
преподаватель русского языка и литературы

?

Log in

No account? Create an account