Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Развитие институтов тормозится ручным управлением
eurekanext
Адамский4_ЖЖ

В Москве прошла очередная конференция инновационной образовательной сети «Эврика».
Что обсуждалось?
Развитие институтов образовательной политики, стандарт дошкольного образования, эффективный контракт, развитие инновационных проектов, проблематика муниципальных систем образования.
Было также много мастер-классов и педагогических мастерских.
И, конечно, – детская программа. На «Эврике» это всегда почти чудо: приезжают ребята из разных школ, из разных мест и через полтора дня выходят на эвриканскую сцену и показывают театральную постановку, от которой у всех участников на глаза наворачиваются непрошенные слезы. И в этот раз – притчу о том, как сбывается мечта, показали ребята из СПб, Красноярска и Энгельса Саратовской области.
Это чудо творит талантливейший режиссер из Екатеринбурга, Евгений Крайзель. Педагог от бога, он чувствует ребенка, мастерски раскрывает самые скрытые способности и превращает каждого участника детской программы «Эврики» в героя.
Вообще в этот раз на апрельской «Эврике» было много ярких выступлений и презентаций.
Я не смог участвовать во всех группах и мастерских, но на докладах и вечерних пленумах было очень интересно.
Игорь Реморенко, заместитель министра, сделал доклад о перспективах развития институтов образовательной политики. Это была дискуссия с моим участием, в рамках которой Игорь Михайлович говорил с позиции государственной политики, а мне досталась сторона профессионально-общественных инициатив.
С критикой ручного управления И.М. не только согласился, но и добавил свои аргументы, а вот по отношению к экспертной составляющей институционального развития был настроен скептически.
В то же время вертикально выстроенные институты не могут противостоять ручному управлению, а вот на уровне отношений граждан и школы нормы и правила вполне работают, только придать им легальный характер очень трудно.
Отсюда и серьезный кризис местного самоуправления и роли муниципалитетов в образовательной политике. Серьезная дискуссия с участием руководителей муниципальных органов управления Якутска, Улан-Удэ, Ростова, Сочи, Южно-Сахалинска, Перми и других разворачивалась не только на панельной дискуссии по этой теме, но и на всех площадках апрельской «Эврики». И муниципалы, и регионалы (особенно руководители из Бурятии, Липецкой области, Северной Осетии-Алании) и федералы из Минобрнауки, Рособрнадзора и Минтруда, директора, учителя и эксперты сошлись на том, что муниципалитеты лишь формально являются учредителями школ и детских садов. А по сути роль серьезных игроков на поле образовательной политики они уже не играют. И по финансовым ресурсам, и по полномочиям управления, да и по кадровым возможностям.
Печальная история, потому что образование – по сути дело местного самоуправления, но сегодня это скорее уже идеологический тезис, чем практический.
А система крайне разбалансирована, формальная структура не функциональна, а рычаги ручного управления также не легитимны, как и механизмы взаимодействия «нижнего уровня».
Вот и получается, что работают не институты (нормы и правила), а механизмы административного давления (одни селекторы федерального уровня чего стоят!) либо договоренности «по понятиям». Но не между уголовниками, а между вполне законопослушными и инициативным гражданами – родителями и деятелями образования, которые действуют по нормам детского развития и профессиональным канонам, из любви к ребенку, а не из личной выгоды.
Важной и острой была дискуссия по дошкольному стандарту, ее вела известный специалист, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАН Татьяна Волосовец. Центральной темой были условия социальной ситуации развития ребенка и вредность фиксировать в стандарте нормы психического развития ребенка. В законе предусмотрен запрет на любые формы проверки результатов дошкольного образования, но какие-то ориентиры детского развития многие профессионалы считают необходимым поместить в стандарт.
О результатах образования дискутировали очень много, был замечательный доклад Исака Фрумина на эту тему и серьезный спор на «пленарке». Основная проблема, на мой взгляд, в том, что невозможно натурально, механически переносить научные, теоретические, экспертные положения о результатах образования в административные форматы. Глубокие теоретические понятия в документе типа ФГОС становятся плоскими и даже в какой-то степени пошлыми формализованными конструкциями.
Активная группа «дошкольников» продолжит свою дискуссию на Байкальском образовательном форуме в начале июля.
Так же как и операторы мониторинга. Создана общественная организация – «Сообщество операторов мониторинга», мы будем напряженно работать, чтобы усовершенствовать этот новый инструмент управления образованием.
Важно же не идеологию отстаивать, а смотреть на то, как система работает и как школе лучше.



…Из докладов на пленарных заседаниях острые дискуссии развернулись по теме эффективного контракта, во многом благодаря участию Григория Андрущака, нового председателя Комиссии МОН по ФИП, и представителя Митруда Сергея Гробарца. В этой теме еще много неясного, и мне кажется, надо на августовских конференциях активно обсуждать этот механизм.
А вот доклад директора школы «для трудных» из Красноярска Людмилы Губич был похож на явление нового Макаренко. Замечательный педагог из Хабаровска Александр Петрынин, лидер педагогики улицы, работающий с самыми сложными ребятами, детально проанализировал и сам проект Л. Губич, и общую, очень рискованную, ситуацию с системой профилактики детской преступности.
Кстати, в Хабаровске для школы А. Петрынина строят новое здание, и мы все ждем этого новоселья и готовы помогать, если что-то будет нужно.
…А замечательный директор из Красноярска Ирина Осетрова хоть и подготовила блестящий доклад о прогнозировании в образовании, но не успела с ним выступить. Всего два дня – так мало.
Продолжим на Байкале, в начале июля.
Александр Адамский

?

Log in

No account? Create an account