?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Общие нормы – из инноваций
eurekanext
Реморенко_ЖЖ
26–29 апреля состоялась традиционная весенняя конференция «Эврика – Авангард». Среди посетивших ее – заместитель министра образования и науки России Игорь Реморенко, поделившийся своим взглядом на перспективы образовательных инноваций в России.



– Игорь Михайлович, как вы видите дальнейшую судьбу ФИПов?
– Мне кажется, мы вступаем в новый этап понимания инноваций. Раньше человек, занимавшийся инновационной деятельностью, придумывал некую инновацию и потом пытался сделать ее массовой. Сейчас широкой публике представляется не конкретная новация, а некий экстракт целого поля инновационных инициатив, которые стоят за каждым инноватором и всеми, кто занимается инновационной деятельностью. Проблема сейчас состоит в том, чтобы из этого разнообразия вырастить некую общую норму. ФИПы – это технология, которая может позволить научиться создавать такую общую норму. Вероятно, сейчас это важнейшая задача.
– В ходе конференции говорилось о том, что в образовании начинают преобладать консервативные тенденции. Как это отражается на принятии подзаконных актов к Закону «Об образовании»?
– На мой взгляд, проблема консервативных тенденций и их влияния на закон скорее в другом. Сейчас внимание общественности приковано к обсуждению таких проблем, как введение школьной формы, физкультурного комплекса, единого учебника истории. Боюсь, так мы можем не добиться серьезного общественного обсуждения многих других, не менее важных новаций.
Сейчас же на обсуждении находится порядка 140 подзаконных актов, каждый из которых что-то меняет. В целом закон становится более направленным на развитие инновационной экономики. На мой взгляд, среди важнейших из них – и регистрация образовательных программ, и прием в дошкольные учреждения, и новые принципы приема учебников, и учет личных достижений учащихся. Хотя сказать, что я точно знаю, какие акты будут наиболее значимыми для общественности, не могу.
– В чем принципиальная новизна введения порядка приема в дошкольные учреждения?
– Порядка приема в дошкольные учреждения до сих пор не было. Никогда. Но, учитывая, что государственные гарантии рассматриваются через стандарт, сейчас эти процедуры разрабатываются. Эти разработки есть на сайте Минобрнауки.
– Как «учет индивидуальных достижений» может изменить прием в вузы?
– Он точно не коснется приемной кампании этого года – это я хочу отметить разу. Раньше у нас господствовала идея, что нам удастся сделать некую федеральную матрицу индивидуальных достижений. Два года работала группа экспертов, которая оценивала, каким олимпиадам, скажем, стоит доверять, а каким нет. Сейчас мы пришли к выводу, что такая стандартизация скорее вредна. Решено, что каждый вуз сам будет принимать решение о том, какие индивидуальные достижения он будет засчитывать. К результатам ЕГЭ можно будет добавить некоторое небольшое (5–10) количество баллов, оценивающих эти достижения.
– Что изменит принятие нового положения о стандартах?
– Положение о стандартах коснется в первую очередь высшей школы и среднего профессионального образования. Они изменятся сильно, особенно стандарты среднего профессионального образования. У нас ведь исчез уровень начального профессионального образования, осталось только среднее.
– Каким будет стандарт дошкольного образования?
– Сейчас группа во главе с Александром Асмоловым создает некую версию, которой я пока не видел. Могу отметить, что у нас есть прямой запрет на оценку результатов, поэтому большое значение здесь приобретают требования к условиям. Какими будут стандарты, мы увидим совсем скоро – в мае.
– Летом состоится очередной Байкальский образовательный форум. Как вы считаете, какое влияние это событие оказывает на развитие образования?
– Этот форум – крупное событие для развития образования. Прошедшие форумы привели к созданию Межрегиональной ассоциации администраторов образования. Она уже принимала активное участие в обсуждении СанПиНов. На ближайшем форуме я бы предложил обсудить все подзаконные акты к Закону «Об образовании».
Беседовала Мария Кузнецова