?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Финансирование – основная проблема «дорожных карт»
eurekanext
Андрущак1_ЖЖ
Важными направлениями изменения системы образования сейчас являются введение эффективного контракта, повышение оплаты труда педагогических работников, ликвидация очередей в дошкольные образовательные учреждения, разработка и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, расширение охвата детей программами дополнительного образования. Серьезные задачи стоят перед нами и в системе профессионального образования – это и продолжение реструктуризации сети федеральных вузов, и создание и развитие многофункциональных центров повышения квалификации педагогов, и многое другое. Один из важных управленческих инструментов для реализации всех этих серьезных  мероприятий – «дорожные карты»  направления структурных изменений в системе образования. По состоянию на 27 апреля 2013 года 79 проектов «дорожных карт» субъектов согласованы Министерством образования и науки России. Еще четыре проекта находятся в процессе согласования. Я надеюсь, что к началу мая все «дорожные карты» будут согласованы.
С выполнением дорожных карт могут возникнуть некоторые сложности.
Все упомянутые мной изменения фактически являются реализацией майского указа Президента России. Основная сложность теперь состоит в их финансовом обеспечении. Только на повышение оплаты труда педагогических работников потребуется, по разным оценкам, от 150 до 200 млрд рублей ежегодно.
Бюджетная обеспеченность регионов различается. Только четыре-пять из них не запросили в своих «дорожных картах» финансовой помощи. На сегодняшний день мы зафиксировали, что регионы не смогут профинансировать около 17% ассигнований, связанных  с реализацией «дорожных карт». Соответственно, возникает вопрос о механизмах, софинансирования «дорожных карт». Это один из важнейших вопросов, которым мы сейчас занимаемся.
Вторая сложность управленческая: необходим комплексный подход к реализации изменений с федерального уровня по направлениям, лежащим в сфере компетенций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Для успешной реализации поставленных Президентом задач нам нужно много, плотно и конструктивно работать с регионами, муниципалитетами, образовательными учреждениями. Наша роль как министерства – разъяснить поставленные задачи тем, кто работает над их реализацией, подготовить для них методические рекомендации. Кроме того, мы должны отстаивать позицию тех, кто работает в системе и знает ее специфику, перед другими ведомствами.  У некоторых из них есть склонность к принятию «универсальных» решений, не учитывающих особенности нашей отрасли.
Хотел бы отметить, что один из важнейших инструментов, которые позволят нам работать над изменениями в системе образования – это Федеральные инновационные образовательные площадки (ФИПы). Мы утвердили обновленный состав комиссии. В самое ближайшее время состоится ее заседание. ФИПы – предполагается использовать использовать для апробации новых инструментов системы образования – эффективного контракта и других. Они позволят нам превратить все то, что мы говорим об инновациях, из красивых слов в реальные механизмы.

Вместе с тем наша работа не будет ограничиваться исключительно ФИПами. Мы настроены на конструктивную работу с регионами. Она может вестись только в режиме диалога на разного рода форумах, семинарах и иных площадках. В этом смысле мы возлагаем большие надежды на это лето. В частности, продумываем возможности использования площадки Байкальского образовательного форума для обсуждения реализации региональных дорожных карт.
Григорий Андрущак,
директор Департамента стратегии анализа и прогноза
Минобрнауки России