Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Муниципальное задание требует обеспечения
eurekanext
волосовец_ЖЖ
Согласно принятому в конце декабря 2012 года Закону «Об образовании», дошкольное образование стало уровнем. Поэтому появилась необходимость создания стандарта дошкольного образования как уровня. Я бы хотела подчеркнуть, что никогда раньше у нас дошкольное образование не было уровнем, соответственно все, что мы делаем, мы делаем с нуля. Как и все другие ФГОСы, стандарт «дошколки» будет включать требования к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результату. Но акцент во всем этом стандарте будет ставиться на требования к условиям, а не к результатам, как в школе. Именно вокруг условий будут разворачиваться все требования к стандартам.



Условия очень разные. Это и психолого-педагогические условия, и материальные, и кадровые. Последние мне представляются особенно важными. Важно, чтобы воспитатели детских садов имели образование не ниже педагогического колледжа. При этом важно, чтобы это образование было качественным. Воспитатели должны иметь и педагогические, и психологические знания, ведь они должны будут помогать ребенку социализироваться, сохранять его здоровье и обеспечивать психологическое развитие. Образование – это качественная сторона вопроса. А количественная сторона состоит в том, что, согласно исследованию, которое наш институт проводил три года назад, в регионах средний возраст педагогов – 50 лет. В Москве – 38. Получается, что большое количество воспитателей может единовременно уйти на пенсию. А сейчас правительство поставило задачу построить еще более миллиона детских садов. Необходимо увеличивать набор на программы обучения дошкольного образования. Есть и проблема качества образования – и высшего, и среднего профессионального. Нужно поставить задачу повышения качества образования. Современные программы существуют, и наш институт, например, может их предложить.
Кроме того, есть проблема социального заказа на дошкольное образование. Все понимают его как подготовку к школе. Но понимание этой подготовки может быть различно. Мы все знаем школы, куда принимают только детей, умеющих читать, писать и считать. Мне такой подход не кажется правильным. Подготовка к школе должна заключаться в социализации. Раннее обучение чревато перегрузкой ребенка, а она, в свою очередь, чревата невротическими реакциями, ухудшением физического и психологического здоровья. Детство дано человеку, чтобы его проживать, чтобы радоваться. Нужно объяснить это и родителям.
Основные проблемы с принятием стандарта связаны с тем, что он придет не в «безвоздушное пространство», но в реальность, описанную различными нормами права. Нужно согласовать стандарт со всем этим. Но мне хотелось бы подчеркнуть, что этот стандарт очень детоцентричен. Наша задача-максимум – создать вокруг ребенка атмосферу любви и счастья.

Татьяна Волосовец,
директор Института психолого-педагогических проблем детства РАН

?

Log in

No account? Create an account