?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Информатизация образования. Что было, что есть…
eurekanext


Реализованные проекты информатизации российского образования во многом повторяют, а иногда и опережают, проекты других образовательных сообществ. В настоящей публикации мы делаем попытку указать ряд событий и тенденций, важных с точки зрения перспектив, которые будут рассмотрены в следующей статье – «…Что может быть».

Все началось с исторического Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». (В этом постановлении одна строка была «не для печати» – нет, не относящаяся к военно-промышленному комплексу и запрету использования принтеров для самиздата – говорилось, что в отдельных союзных республиках процесс может начинаться на год позже.) Проект был успешным в целом ряде важных аспектов. В стране произошло изменение: в каждой школе начали учить информатике и компьютерам, для сотен школ были закуплены надежные зарубежные компьютеры «Ямаха» и сделана попытка наладить выпуск отечественных (надежность не была их сильной стороной), в короткие сроки были разработаны программные инструменты деятельности учащихся, обучены учителя.

С самого начала школьный курс «Основы информатики и вычислительной техники» предусматривал два сценария его реализации в конкретном классе: с компьютером и без компьютера. Обучение компьютеру без компьютера вызывало сильную негативную реакцию. Я слышал из уст тогдашнего президента АН СССР А.П. Александрова, что обучение компьютеру без компьютера – это все равно что обучение езде на велосипеде без велосипеда. (Занятно, что ему не приходило в голову отменить изучение в школе ядерной реакции, раз там нет ядерного реактора или хотя бы бомбы.) Однако, конечно, в этой критике была разумная сторона: учиться РАБОТАТЬ на компьютере эффективнее всего, РАБОТАЯ на нем (притом с понятной, не обязательно «внутрикомпьютерной» целью – об этом дальше). И при том и при другом сценарии существенная доля времени отводилась на занятия фундаментальными основами компьютерных наук – построение алгоритмов. Если при этом под рукой оказывался компьютер, то эти алгоритмы можно было попробовать «запустить» на реальном «железе». Особенно полезен был компьютер, если алгоритмы выполнялись в наглядной среде на экране и каждый шаг выполнения «визуализировался» в форме некоторого действия какого-то существа на экране. Такой подход к обучению построения алгоритмов был открыт в разных странах в предшествующее десятилетие: черепашка Лого в Бостоне (США), кузнечик и другие в Новосибирске (СССР), робот в лабиринте в Москве (СССР, МГУ, А.Г. Кушниренко), Братиславе (Чехословакия) и Итаке (США). Но и без компьютера шел важный процесс освоения основных методов и принципов алгоритмического мышления – именно так говорил А.П. Ершов, назвав еще в 1981 году свой доклад в Лозанне:  «Программирование – вторая грамотность». Наши выпускники начали осваивать алгоритмическое мышление, один из основных навыков XXI века, в середине 1980-х гг. Но еще до этого начались попытки перенести освоение этой грамотности (опять-таки, не обязательно связанной с компьютером) в более ранний возраст, а изучение программирования в математических школах началось в первой половине 1960-х гг. Сейчас видно, насколько в 1960–1980 гг. российское образование опередило в этом мировое.

Что происходило с освоением школьниками ИКТ (информационных и коммуникационных технологий)? Дети осваивали те из них, которые им нужны, быстро и легко. Например, никто не мог ожидать, с какой скоростью дети могут обмениваться текстовыми сообщениями (при посильном противодействии системы образования) через страшно неудобную (для текста) клавиатуру сотовых телефонов и с какой скоростью они могут УЧИТЬСЯ делать это. Что касается школы, то компьютеров в школе становилось все больше и больше. Постепенно были обеспечены возможности для освоения в рамках курса информатики и ИКТ основ пользовательских применений ИКТ. Браузеры, системы электронной почты, редакторы сопровождения выступления (тексто-изо-звуко-презентаций), текстов стали обычными в школе. Важными элементами прогресса явились: повышение качества школьного интернета и появление проекторов в школьных классах. История с проекторами (заслуга Е.Е. Чепурных) замечательна, поскольку в момент широкого распространения в школах они не были повседневным элементом офисной культуры в России. Средства ИКТ оказывались сосредоточенными фактически (и мыслились концептуально) в кабинете информатики, все больше и больше времени тратилось в курсе «информатики и ИКТ» на ИКТ (и меньше – на информатику). Мы стали терять приобретение 1980-х годов – алгоритмическую и логическую грамотность. Сейчас, кажется, процесс удалось развернуть. Новые стандарты предполагают использование ИКТ и формирование ИКТ-компетентности во всех предметах, в наиболее естественной и эффективной форме. Это значит, что задача повышения уровня фундаментальности курса информатики, возвращение и усиление в этом курсе начал алгоритмики сегодня более реальна, чем когда-то, и компьютер займет в этом процессе подобающее место.

Во всем мире информатизация школы сочеталась с образовательной философией или по крайней мере фразеологией конструкционизма. Лидер и, по существу, создатель этой философии – Симор Паперт, ученик Пиаже (автора психологической теории конструктивизма). Паперт понял ключевую роль компьютера как универсального устройства создания виртуальных миров, в которых ребенок может строить собственное знание, строя что-то интересное для него и важное для его взаимодействия с реальным миром и людьми. Начавшиеся в конце 1980-х гг. контакты между группой Паперта в МТИ и представителями российского образовательного сообщества, начиная с группы А.П. Ершова и Е П. Велихова (ВНТК «Школа», 1987 год), стали для нас ключевыми. Философия конструкционизма оказалась созвучной образу мыслей российских ученых, вошедших в ВНТК, и российской теории развивающего обучения. Социальные потрясения конца 1980-х привели к трансформации ВНТК в негосударственный Институт новых технологий, который взялся за задачу разработки и адаптации для России наиболее эффективных и перспективных инструментов и сред учебной деятельности. Еще до 1990 г. ИНТ начал и продолжает до сих пор проекты образовательной телекоммуникации, применение цифрового измерения в естественно-научном образовании, включение в российское развивающее обучение разработанных Папертом методик использования конструкционистских сред ЛЕГО (Паперт – ЛЕГО-профессор МТИ) и Лого (уникальная конструкционистская среда, вокруг которой сформировалось целое глобальное и российское сообщество). В начале 1990 года ИНТ принял решение о том, чтобы создать широкое экспериментальное поле, где не учителя информатики, а все школьные учителя смогли бы работать, испытывая наименьшие трудности освоения и использования компьютера. Решение тогда было очевидным – компьютером стал «Макинтош». ИНТ развернул беспрецедентную, по отзывам мировых экспертов, программу локализации для России и создания методической поддержки лучших инструментов деятельности и развития школьника (например, только для основных российских учебников геометрии Г.Б. Шабатом было создано несколько тысяч динамических чертежей). Тогдашние наработки не потеряли свою важность и через 10, и через 20 лет.

Тем временем в России в целом и в отдельных регионах и школах прошло несколько волн компьютеризации. Для отдельных энтузиастов, экспериментаторов и их школ это значило очень многое, им удавалось использовать мировые наработки и создавать свои. Но системных решений не было. Даже масштабный проект Федерации «Интернет-образование» (М.Б. Ходорковский, С.В. Монахов, С.М. Авдеева), целью которого было обучено «интернет-грамотности» десятков тысяч учителей, не привел к системным сдвигам. Очевидным императивом стало системное решение, в котором органично и сбалансированно развивались и взаимодействовали все основные компоненты процесса информатизации (люди, содержание образования, технологии, нормативная база). Такие решения начали реализовываться в Москве и других регионах в 2000-х гг. Принципиальным сдвигом стал проект «Информатизация системы образования» (Минобрнауки России, НФПК, МБРР, И.Д. Фрумин). В достижении сбалансированности и эффективности проекта существенную роль сыграло постоянное вовлечение в процесс принятия решений международных экспертов наряду с российскими (в первую очередь учителями и директорами школ). Одним из результатов этого проекта был существенный сдвиг в создании общенациональных коллекций цифровых образовательных ресурсов. (Первый вариант такой коллекции созадвался с 2000 года Федеральным общеобразовательным порталом «Просвещения» – ИНТа.)

Алексей Семенов

Продолжение следует