?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Образовательные холдинги для разных условий
eurekanext
Воронцов1_ЖЖ
Муниципалитеты разные по размеру – есть такие, как Москва, а есть малые города, где 5–6 школ. Мы перешли на нормативно-подушевое финансирование, и теперь школы начинают конкурировать за детей. Конкурируют гимназия, где 1200 детей, и школа, где 200. Я предлагаю малым городам создавать холдинги, куда входят все 3–4–5 школ. У них будет общий бюджет (на всех детей), общая программа и общее руководство. Тогда школы смогут предложить хорошую образовательную программу и много возможностей, причем с общим расписанием. У каждого ребенка будет свое расписание – сейчас он в спортивной школе, через час – на уроке математики в здании по соседству, еще через час – в кружке радиотехники. Кроме того, можно оптимизировать штатное расписание. В каждой школе есть учитель химии. Но «часов» мало – потому что химия только с 8-го класса. Можно оставить 2–3 учителей химии, которые будут преподавать всем детям 8-х классов образовательного холдинга. Это и оптимизация, и улучшение образовательной программы.
На мой взгляд, такие холдинги позволят создать горизонтальные связи, которые усилят муниципальный уровень. Со временем можно будет привязать туда же и корпоративное повышение квалификации, и среднее профессиональное образование.
Кроме того, необходимо извлечь уроки из московской ситуации. Прежде всего начинать работу нужно снизу, от родителей. Объяснять им ситуацию и спрашивать, хотят ли они объединиться. Мы в Агинском, где сейчас создается такой холдинг, именно с этого начали. Когда объединение происходит в приказном порядке, ничего не получается.
Важно исключить территориальный принцип объединения школ. В Москве объединяются школы, у которых общего – только расположение. Но ведь Москва – огромный город, предоставляющий родителям большой выбор образовательных программ. Здесь во главу угла нужно поставить принцип содержательный, а не территориальный и создавать школы на основании общности программ. Скажем, мы, школы, работающие по системе Эльконина–Давыдова, могли бы составить такой холдинг. Тогда родители, желающие отдать ребенка в подобную школу, знали бы, что все мы работаем по одним и тем же программам и они могут выбрать ту школу, которая, например, ближе к ним расположена. Мне представляется, что часть проблем Москвы связана с тем, что объединения-то происходят, но принципы управления остаются прежними. Есть иерархия округ – департамент города. Ее поддерживают. Холдинги, созданные на содержательных основаниях, могли бы и здесь составить горизонтальные сети.
Алексей Воронцов,
заместитель директора школы № 1133, г. Москва