?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Стандарт как гарантия финансирования
eurekanext
Невежина_ЖЖ
Для меня очень важно, что государство признает важность дошкольного образования. Новый Закон «Об образовании» показал это – дошкольное образование в нем впервые названо уровнем образования. При этом хочу отметить, что дошкольное образование должно быть специфичным. При этом мне бы хотелось, чтобы в стандарте было обозначено, что государство обеспечивает определенные условия финансовыми гарантиями.



Мне представляется важным то, что на эвриканском форуме обсуждалась концепция стандарта дошкольного образования. Это очень серьезный вопрос.
Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что сейчас оно регулируется санитарными требованиями, а не педагогическими. Мы же с помощью стандарта должны регулировать дошкольное образование с помощью педагогических требований. Дошкольное образование начинается в тот момент, когда ребенок приходит в сад. Это и в какие игры он играет, и как он общается с воспитателем. Вот те условия, которые должны быть обозначены. А санитарные требования очень ограничивают пребывание ребенка в детском саду. Они предписывают жесткий режим: сон, еду, образовательную деятельность. На спонтанную деятельность, на общение, на игру остается очень мало времени.
Ключевое условие для развития дошкольного образования – это педагог. С этим есть проблемы. Во всех учреждениях идет старение кадров. А повышение квалификации, которое сейчас предлагается, – это результаты вчерашнего дня. Мне представляется, что хороший метод – это стажировочные площадки, где идет персонифицированное обучение педагогов.
Я вхожу в Межрегиональную ассоциацию администраторов образования. Мы очень надеемся, что наше мнение будет учтено при принятии стандарта. Я со своей стороны надеюсь, что стандарт будет гарантом финансового обеспечения дошкольных учреждений.
Анжела Невежина,
директор детского сада № 111 «Дашенька», г. Улан-Удэ


Итоговой аттестации в детском саду быть не должно
корниенко1_ЖЖ

Лариса Корниенко, руководитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Полянка» г. Южно-Сахалинска, утверждает, что на пути к образовательным стандартам дошкольного образования они уже сделали очень много.



Образовательный стандарт включает в себя требования к основной образовательной программе, требования к условиям ее реализации и требования к результату, полученному при реализации основной образовательной программы.
Первые два шага мы так или иначе сделали.
Над основной образовательной программой мы начали работать в 2011 году: формулировали, разрабатывали план поэтапного перехода. И многое из задуманного сделать удалось. В основном благодаря тому, что в нашем учреждении хороший кадровый потенциал.
Если говорить о требованиях к условиям реализации программы, надо отметить, что мы проводим мониторинг состояния своей базы.
Требования к результату – самый спорный блок, из-за которого многие педагоги и родители не хотят и боятся введения ФГОС для дошкольных учреждений. И здесь важно одно: никакой аттестации быть не должно в дошкольном образовательном учреждении. Ценность здесь представляют дети. Очень многое зависит от контролирующих органов. Если заведующая, определяя результат своей деятельности, будет отчитываться перед вышестоящими организациями, а те, в свою очередь, будут формально подходить к этому вопросу, мы попадем в такую ситуацию, когда от нас будут требоваться цифры результатов. И мы снова придем к тому, что, по сути, будет являться итоговой аттестацией.
Тем не менее в коллективе мы обсуждали то, какие в стандарте все-таки могут быть требования к результату. И пришли к выводу, что результат – это то, что смогло сделать дошкольное учреждение для этого ребенка. Не то, каким он стал и как его можно оценить и измерить, а то, что мы сделали для того, чтобы ребенок социализировался в обществе. Я говорю о зачатках базовых компетенций. Если ребенок умеет общаться со взрослым и со сверстниками, то в его будущей школьной жизни ему будет гораздо легче. Другой важный момент – предпосылки учебной деятельности: если ребенок может организовать свою деятельность под руководством взрослого для достижения каких-то образовательных целей, то это тоже большое подспорье для его будущего. И наконец, игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Если ребенок умеет играть, применяет на себя различные социальные позиции, различные роли в ходе игры, он будет более успешен в школе, чем те дети, которые играть не научены.
У нас в Южно-Сахалинске существует видовое разнообразие детских садов. Я заведующая центра развития ребенка – детского сада, который может предоставить детям по своим возможностям и по своим имеющимся ресурсам более выигрышные условия для подготовки ребенка к школьной жизни. Это значит, что наши дети должны выходить в школу повышенного типа, у них должен быть единый образовательный маршрут. Если мы работаем по программе Венгера, вполне разумно, если ребенок из нашего детского сада попадет в школу с развивающим обучением. Но беда в том, что это нереально из-за того, что школа привязана к микрорайону.
Все соткано из противоречий. Детские сады не имеют права проводить итоговую аттестацию для детей, школы не имеют права при приеме устраивать вступительные испытания. Остается только эмоциональная составляющая: желание родителей и наше видение этого ребенка.
Решить проблему сможет организация единого образовательного пространства, единая база данных всех детей – начиная с двухлетнего возраста, когда они приходят в дошкольное учреждение, и заканчивая выпуском из школы. В этом случае сами школы смогут видеть каждого отдельно взятого ребенка еще в дошкольном возрасте, и может быть, тогда появится хотя бы процент детей для комплектования школ повышенного типа.
Все начинается со СМИ. Если родителям неправильно объяснят, что такое стандарт дошкольного образования, это вызовет массу тревог и опасений. У нас всегда так. Стоит появиться на телевидении передаче о насильственном отношении к детям в детском саду, как поднимается волна родительского гнева, возмущения на пустом месте. Точно так же и со стандартами.
Лариса Корниенко