?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Министерство не ищет легких путей
eurekanext
Ирина Абанкина_ЖЖ
Подводя итоги первого года пребывания Дмитрия Ливанова на посту министра образования и науки России, я бы выделила три главных достижения.
Прежде всего это принятие нового закона «Об образовании». Разумеется, подготовка закона велась еще при Андрее Фурсенко, однако новая редакция закона «Об образовании» довольно существенно отличается от той, что предлагалась предыдущим министерством.
Ошибочно полагать, что новый закон представляет собой соединение законов 1992 и 1996 гг. В действительности в нем есть несколько важных нововведений. Безусловно, одно из важнейших среди них – выделение дошкольного образования как нового уровня образования. Это влечет за собой ряд важнейших последствий, главное из которых – разработка и принятие стандарта дошкольного образования.
Другое принципиальное нововведение нового закона – исчезновение уровня начального профессионального образования и переход к просто профессиональному образованию.
Второе важное достижение Минобрнауки – принятие государственной программы развития образования. Она предполагает принципиально новый для нашей страны механизм сквозного финансирования образовательных проектов. Нельзя сказать, что он уже отработан. Но переход к нему мне представляется очень важным – из-за сложностей межбюджетных отношений в России.
Наконец, третье важнейшее достижение министерства Ливанова – это попытка решить проблему с некачественными диссертациями и неэффективными вузами. Эта проблема назрела давно. Некачественные диссертации в России существуют не один десяток лет. Но до сих пор ситуация скорее замалчивалась. Дмитрий Ливанов решил рискнуть непопулярностью и пойти по другому пути. Это путь трудный, но необходимый.
Главная проблема нынешнего министерства, на мой взгляд, – прямое следствие его работы. Конфликт с неэффективными вузами и людьми, виновными в падении уровня диссертации, привел к сложностям в отношениях между Минобрнауки и другими политическими силами в стране. Забастовки преподавателей в вузах, признанных неэффективными, и протесты студентов привели к тому, что некоторые действительно важные вещи прошли незамеченными. Так, никто не обратил внимания на подведение итогов очередных международных исследований PIRLS и TIMSS. А ведь они показали, что предметные компетенции наших школьников весьма хорошо развиты. Россия заняла по итогам этих двух исследований очень высокие позиции, уступив только ведущим странам Тихоокеанского региона.
Если говорить о ближайших задачах Минобрнауки, то в первую очередь таковой является внедрение нового закона «Об образовании». Здесь нас могут ждать серьезные затруднения. В первую очередь это касается дошкольного образования. Семьи теперь будут вынуждены нести значительную часть расходов на обеспечение услуг по присмотру и уходу. Если они не смогут оказать детским садам помощь в финансировании, дошкольному образованию придется выкручиваться и жить на очень скромные средства.
Другая важная задача Минобрнауки связана с зарплатами учителей. В этом году заканчиваются средства, выделенные на повышение зарплаты учителям. Как поддерживать ее на заданном уровне исходя из средств регионов? Это вопрос, на который предстоит ответить. Но он адресован не только Минобрнауки, но и Министерствам труда и регионального развития.
Ирина Абанкина,
директор Института образования НИУ ВШЭ

  • 1

Юрий Абдуллаев

Ярко, интересно, объективно.

Убедительность переходящая в актуальность рождает доверие перерастающее в уважение. Спасибо!

  • 1