?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Свобода, равенство, братство сети!
eurekanext
Адамский4_ЖЖ

В 2000 году европейские школьники предложили (на сайте www.devise-Europe.org) выбрать девизом Европейского союза формулу «Единство в многообразии».
Многообразие, выбор, самоопределение, индивидуализация – совсем не альтернатива единству и сплоченности, сотрудничеству и взаимопомощи. Это две стороны целостной жизни, той самой, на подготовку к которой нацелено образование.
Образовательное пространство, в котором каждый – и ребенок, и взрослый – может найти свое содержание, ответы на свои вопросы, способы разрешения своих проблем, или наоборот – предложить «городу и миру» свои ответы и поделиться своими решениями и открытиями, становится самым обитаемым среди всех возможных.
Классная комната, учебный класс, даже лаборатория или библиотека медленно, но верно начинают отходить на второй план. Не исчезают, и, я думаю, не исчезнут еще очень долго («никогда не говори “никогда”»), но дети, чтобы набираться опыта и знаний, утекают в сеть. Это и интернет с его безграничными возможностями, и живые социальные сети, (например, НооГен), это школы, интегрированные в сети (сеть НАНОшкол, школы сети «Эврика»). Но есть и опасные сети – экстремистские, сектантские, радикальные…
Вопрос «Как управлять сетью?» сегодня, на мой взгляд, – самый острый и нерешенный вопрос не только образовательной политики.
Сеть сама себя организует и сама собой управляет, законы, нормы и правила возникают внутри сетевого взаимодействия и часто непредсказуемы. Но этим сеть и привлекает детей и взрослых – возможностью влиять и веселой не-предсказуемостью, не-предзаданностью, не-предопределенностью.
И в этом смысле образовательная эффективность сети на сегодняшний день – недосягаема.
И единственная возможность для формального образования, для системы образования угнаться за временем, стать современным и не потерять статус «института образования» – стать частью сети.
Обратите внимание – не сделать сеть частью системы образования (это все равно что стремиться океан сделать частью «Титаника»), а системе стать частью сети. И в какой-то степени подчиниться сетевым законам, технологиям, способам общения. В какой-то степени, потому что за формальным образованием – глубинные пласты культуры и образовательных традиций, и это тоже огромный потенциал! Здесь есть сложный и содержательный конфликт, как всегда при столкновении традиций и инноваций – в результате возникает такое культурное новое, которое сплавляет в себе авангард и архаику.
Таким сплавом оказалась норма нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», которая легализовала сеть.

С этого года в России «узаконены» сетевые формы реализации образовательных программ. Статья 15 нового Закона «Об образовании» гласит:
«Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Это действительно революционное достижение российского образования.
Массовое школьное обучение индустриальной эпохи напоминало конвейер. В школу приходили очень разные дети из очень разных семей. Из нее выходили похожие граждане со сходным набором знаний и сходной программой социализации. Пригодные для выполнения сходных алгоритмов. «Равенство» очень быстро сменилось «унификацией», а ее, в свою очередь, быстро подменила «одинаковость». Одинаковая форма, одинаковые учебники, одинаковые мысли... Стремление к единомыслию не мешало откровенному неравенству возможностей – сравнить сельские школы со школами в крупных городах. Особенно с английскими спецшколами и математическими лицеями. Одинаковая школьная форма и одинаковые слова в учебниках скрывали отсутствие всякого равенства. Отсутствие равенства маскировало отсутствие (для большинства) выбора и разнообразия потребностей. Зачем выбор, если все районные школы дают одинаковое образование? Зачем выбор, если всем нужно одно и то же? А каково должно быть это «одно и то же», лучше всех знает государство.
«Зеленый свет» сетям вместе с развитием дистанционного образования создает совершенно противоположную ситуацию. Неважно, где живет ребенок – в Москве, во Владивостоке или в деревне. Его сельская школа может использовать любые ресурсы для того, чтобы дать ему лучшее образование. Дети и родители могут рекомендовать школе сотрудничать с кем угодно – в зависимости от своих потребностей. А могут выбрать любое сочетание образовательных программ в соответствии с тем, что им нужно. Сетевое взаимодействие дает огромному числу людей независимо от места жительства возможность удовлетворить самые разные образовательные потребности. Для некоторых сетевое взаимодействие сможет стать «школой выбора». До сих пор далеко не все имели представление о том, что их образовательные запросы могут быть кому-то ценны и важны. Им было проще не иметь никаких особенных запросов. Таким людям сам факт большого выбора поможет сформулировать свои собственные потребности, понять, что им нужно.
Качество образования в условиях выбора становится особенно важным. Единственное преимущество одинаковости – минимум получит каждый. Но это условие можно выполнить и без стремления к полной унификации. Новые федеральные стандарты гарантируют определенный уровень качества образовательных программ. При этом они достаточно гибки, чтобы позволить удовлетворить весьма разнообразные потребности.
Сетевое взаимодействие школ позволяет невозможное: в условиях массовой школы создать условия для индивидуализации обучения. Пока мы можем только мечтать о том, чтобы на каждого ребенка приходилась одна школа, созданная специально для него. Нынешняя реальность: одна школа на группу детей со схожими потребностями. Но все более реалистичным становится мечтать и о личной (и в этом смысле – частной) школе для каждого ребенка.
Александр Адамский

  • 1

Свобода и организованность, океан и корабль

Многообразие и единство (свобода выбора и организованность в Деятельности (Д)) - Дуальные синергетические дополнительности Д, оптимизация ресурсов которых по параметру развития (Р) объемлющей системы Д обеспечивает конкурентные преимущества в строительстве общего будущего (порознь же каждая из них не эффективна, как свободный капитализм и заорганизованный коммунизм). В. Степанов.

  • 1