?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Сетевая старшая школа: проба, первые успехи и проблемы
eurekanext

Воронцов1_ЖЖ


Взгляд из ЭУК «Школа развития»:
Елена Ярцева, куратор одного из двух 10-х классов сетевой старшей школы «Москва-Губкинский»
Комментарии курсивом: Алексей Борисович Воронцов, руководитель ЭУК «Школа развития»

В 2012/2013 учебном году в Экспериментальном учебном комплексе «Школа развития» (г. Москва) был запущен новый проект, связанный с модернизацией старшей школы в соответствии с требованиями времени, общества и в преддверии введения в пилотном режиме с 2013 года нового образовательного стандарта для старшей школы.

В нашей школе уже давно (с 2007 года) создана информационная электронная среда, которая позволяла вводить в образовательный процесс отдельные элементы дистанционного и сетевого образования. Более 50 человек (1–11-й класс) из разных регионов страны получают образование в дистанционной форме. Появление еще два года назад проекта Закона об образовании в Российской Федерации, в котором отдельной статьей выделено сетевое взаимодействие школ, позволило нам серьезно задуматься о сетевых формах построения образования. И начали мы эту работу со старшей школы, так как старшую школу мы изначально строили как школу индивидуализации, школу индивидуальных образовательных программ старшеклассников.
Для первой пробы в сетевую школу РО вошла одна школа с Ямала. Со следующего года в сетевую нашу школу подключаются еще три школы, в перспективе (с каждым годом) количество таких школ, которые войдут в сеть, будет расти. В пределе мы можем создать одну большую сетевую старшую школу развивающего обучения.


В марте 2012 года учащиеся и педагоги ЭУК «Школа развития» города Москвы и школы № 7 города Губкинского ЯНАО собрались в Тюмени для разработки проекта сетевой старшей школы.

Впервые на выезде собралось более 50 человек девятиклассников двух школ и 12 педагогов, чтобы совместно начать думать и строить старшую школу. Это был наш первый опыт, когда старшеклассники сами участвовали в строительстве своей будущей старшей школы. Первые два дня они не могли поверить, что то, что они здесь на выезде придумают, все педагоги захотят претворять в жизнь. По возвращении из Тюмени в двух школах прошли расширенные встречи с остальными старшеклассниками с привлечением тех, кто уже учился в старшей школе, прошли педагогические советы с участием детей, на которых сами участники выездного семинара представляли проект сетевой старшей школы, который был разработан в Тюмени. В итоге проект сетевой школы был принят педагогическими советами двух школ.

И с сентября 2012 года педагоги и десятиклассники двух школ приступили к реализации данного проекта.
В основе проекта лежит Положение о модульно-рейтинговой системе организации образовательного процесса на этапе среднего (полного) общего образования (10–11-й класс). Она (модульно-рейтинговая система) предусматривает: модульную структуру единой основной образовательной программы сетевой школы; использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудозатрат школьников; использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний; участие ученика в формировании своей ИОП; увеличение доли самообучения в образовательном процессе; увеличение гибкости образовательных программ; использование общих педагогических ресурсов для построения отдельных учебных, элективных курсов, дисциплин, модулей и социальных практик.
Для определения результатов образовательного процесса в сетевой старшей школе используется балльно-рейтинговая оценка, которая является показателем успешности освоения основной образовательной программы на момент проведения рубежа текущего контроля и завершения обучения в старшей школе. На первых уроках любого предмета учащиеся получают таблицу трудозатрат (см. пример таблицы ниже). Им предоставляется возможность выбрать те виды работ, выполнение которых будет предъявлено на оценку учителю. Что является несомненным плюсом как для учащихся, так и для учителя, потому что у ребенка, с одной стороны, есть возможность показать себя с лучшей стороны, с другой стороны, есть возможность выбора (не надо браться за все виды работы), и, наконец, есть возможность попробовать себя в том, что получается пока не столь хорошо, но уметь это делать необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности. Надо набрать в общей сложности не меньше установленного минимального количества зачетных единиц (баллов) по учебному предмету. Однако те учащиеся, которые всегда учились хорошо, выполняли все требования, в стремлении заработать как можно больше кредитов берутся за все сразу, что в итоге приводит к «хроническим недосыпам и усталости», потому что объем работы настолько велик, что выполнение отнимает все свободное время ребенка.

Для нас это важный момент сетевой школы (определение видов работ для оценки, выбор педагогов для реализации того или иного учебного предмета). Такой подход позволяет старшекласснику осуществлять не просто выбор учебных предметов для дальнейшей профессиональной деятельности и сдачи ЕГЭ, но и дает право выбора педагогов, у которых они бы хотели изучать тот или иной предмет (в сетевой школе педагогический ресурс складывается: можно изучать литературу с учителем из Ижевска, географию из Москвы, физику из Томска), а также выбор способов и форм изучения той или иной дисциплины (при этом разные формы могут идти под руководством разных педагогов). К сожалению, в этом году старшеклассники имели возможность в основных предметах выбирать только из своих педагогов. Главный тормоз здесь – оплата труда сетевых педагогов. Нужно менять нормативно-правовую базу в этом месте под уже принятый новый Закон об образовании в Российской Федерации.

Существенные изменения произошли и в учебном плане.

Наш учебный план имеет четыре раздела: базовые интегративные обязательные курсы, базовые обязательные учебные курсы, элективные курсы на выбор учащихся и учебные предметы и курсы для индивидуальной образовательной программы по выбору учащихся.

Впервые в этом году были введены интегративные (философско-мировоззренческие) базовые курсы, ориентированные на формирование целостных представлений о мире и общей культуры учащихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе. Такими курсами стали «Языкознание», «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», которые изучаются только в 10-м классе методом погружения. По мнению педагогов, «изучение интегрированных курсов сокращает количество учебных предметов, но позволяет учащимся получить необходимый базовый минимум знаний». Индивидуальная образовательная программа в 11-м классе при правильном распределении времени должна создать идеальные условия для предпрофессиональной подготовки учащихся, в том числе и подготовки к ЕГЭ. И педагоги, и учащиеся отмечают положительный эффект от внедрения более продуктивных форм организации учебных занятий, таких как семинары, исследования (в том числе работа над исследовательскими проектами), конференции и т.д. Вот мнение Анны Медведевой, десятиклассницы ЭУК «Школа развития» города Москвы: «В то время как другие ученики изо дня в день бездумно записывают за учителем лекции, мы получаем знания путем самостоятельных поисков и от наших одноклассников, а также групповых и индивидуальных консультаций наших учителей. Всевозможные семинары и социальные практикумы, а также исследовательские работы и эссе – все это требует от нас как минимум заинтересованности в предмете. Для того чтобы подготовить качественный продукт, надо прочитать большое количество информации по заданной теме. Это и учит тебя, и развивает твои способности, которые, несомненно, пригодятся в будущем. Большое количество деловых игр вносит разнообразие в процесс обучения».
Набранные кредиты за различные виды работ суммируются. Причем учитываются как учебные, так и внеучебные достижения (участие в значимых для школы и социума мероприятиях, социальных практиках и т.п.). По итогам первого полугодия был составлен рейтинг десятиклассников, первые девять человек данного рейтинга стали обладателями ученических стипендий. Педагоги отмечают повышение мотивации учащихся, однако здесь есть и подводные камни. Стали обнаруживаться недоработки в системе оценивания, которые должны быть проанализированы и ликвидированы в дальнейшем. По словам учащихся и педагогов, «довольно часто случается такая ситуация, что в разных предметах или даже в разных модулях одного курса расходится количество кредитов за одни и те же виды работ. Такие расхождения неизбежно приводят к всевозможным путаницам в оценивании и несоответствию между «сделанным» и «зачтенным»». Еще одна проблема заключается в том, что количество «кредитов» «на входе», при проставлении прогностической оценки, и количество их «на выходе» не совпадает, потому что в процессе обучения возникают виды работ, которые нужно оценить, но они не были первоначально учтены. Кроме того, некоторые учащиеся понимают «кредиты» за посещаемость как простое присутствие на уроке, они не выполняют задания, не работают на уроке, но требуют, чтобы им поставили баллы только за то, что они «здесь есть».

Оценка трудозатрат учащихся при освоении курса «Языкознание», 10 кл. (68 ч.)

Таблица

В начале учебного года с целью реализации сетевого взаимодействия учащимся была предоставлена возможность выбрать элективные курсы, которые отвечают их интересам и образовательным потребностям. Педагогами ЭУК «Школа развития» и школы № 7 города Губкинского ЯНАО были разработаны такие курсы, опробованы, и уже можно говорить о несомненных плюсах и недостатках, которые проявились в ходе работы. Среди положительных моментов следует отметить индивидуализацию процесса обучения, так как ребенок, получив задания, имеет возможность самостоятельно планировать свою деятельность, напрямую общаться с педагогом по скайпу, через сообщения, лично получать информацию о своих достижениях и проблемах, учитель же может сразу проводить коррекционную работу, если у ребенка что-то не получается. Кроме того, элективные курсы имеют практическую направленность.
Вот мнение десятиклассницы ЭУК «Школа развития» Дарьи Михайловой об элективных курсах: «По-моему, идея введения такого рода занятий достаточно полезна для школьников. У нас есть уникальная возможность попробовать себя в различных ролях, будь то юный химик, журналист, философ или начинающий историк.
Также данные курсы качественно отличаются от стандартного формата урока. Гораздо интереснее получать информацию через интерактивные игры, круглые столы, дискуссии. Очень запомнились видеоуроки.
Нельзя не оценить старания учителей, которые стремятся уделить внимание каждому ученику, преподнести материал наиболее понятным для него образом».

Именно на элективных курсах в текущем учебном году было развернуто сетевое взаимодействие в полном объеме. Мы принципиально не трогали в этом году базовые интегрированные курсы и базовые учебные предметы для сетевой организации. Мы хотели отработать этот механизм на менее безобидных курсах – элективных. Каждый десятиклассник имеет право выбрать для самостоятельного изучения в текущем году четыре курса (два в первом полугодии и два во втором. В 11-м классе роль элективных курсов будет увеличена – четыре курса в первом полугодии и четыре курса – во втором. Таким образом, за два года учащиеся посетят 12 элективных курсов по выбору). Именно для того чтобы учесть интересы всех учащихся, необходим большой список подобных курсов. Например, на текущий год учащимся двух школ было предложено на выбор 20 элективных курсов: моя будущая профессия, физика человека, основы делового общения и письма, химия окружающей среды, геоинформационные системы, реклама – двигатель торговли, история в лицах, в мире журналистики, микробиология, информационное право РФ, английский для психологов, идейные течения и общественно-политические движения в России XIX в, дискуссионные вопросы истории России XX в., азбука потребителя, проектный менеджмент, психология общения, основы имиджелогии, современный лик Земли, химия и быт. Такого количества курсов одной школе не потянуть. Именно здесь произошло складывание педагогического ресурса и выбор учащихся. При расширении сетевой школы (включение новых образовательных учреждений) количество элективных курсов будет только расти. Отработав механизм организации обучения на элективных курсах, на следующий год мы планируем перенести его и на основные предметы.

Одной из главных проблем сетевого общения стала проблема самодисциплины некоторых учащихся: им трудно планировать свою деятельность, успевать вовремя выполнять задания, связываться с педагогом.
В перспективе сетевая школа должна реализовываться не только в рамках элективных курсов. Это возможность для учащихся использовать образовательные возможности (педагогический состав, выбор предметов, выбор образовательных ресурсов) сразу нескольких учебных заведений.
Проект запущен, конечно, требуются изменения и доработки, но уже сейчас можно сказать, что эксперимент удался. Он обусловлен требованиями времени, запросами общества на грамотную, свободно вступающую в коммуникацию личность, способную презентовать себя и свою деятельность. Именно эти качества развивает у учащихся сетевая старшая школа, в которой «подготовка к ЕГЭ» занимает второстепенную роль. Нельзя сводить старшую школу исключительно к подготовке к ЕГЭ.

Взгляд из школы № 7, г. Губкинский, ЯНАО: Ольга Речкалова, директор МБОУ «СОШ № 7»,
г. Губкинский, Зарина Ришатовна Шайхинурова, тьютор проекта

Комментарии курсивом: Алексей Борисович Воронцов, руководитель ЭУК «Школа развития»

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие в России изменило информационное пространство, в котором растут современные дети. Стремительное освоение и виртуозное владение ими, в отличие от взрослого поколения, различными айпадами, айпедами, айфонами, смартфонами, нахождение их в сетевых социальных сетях уже находит отражение и в системе образования, внося изменения в классическую модель образования – классно-урочную систему обучения.
Учитывая объем и скорость увеличения сетевых потоков, нетрудно попытаться представить себе школу через несколько десятилетий. Картинка резко будет отличаться от сегодняшней. В настоящее время школа напоминает фабрику по производству выпускников, которые обучаются по одинаковым учебным планам, отличающимся лишь несколькими курсами, в лучшем случае учебным планам профильных классов, отличие которых от образовательного учебного плана лишь в количестве часов предметного профиля. Формы получения образования в начальной, основной и старшей школе ничем не отличаются друг от друга. Основная форма – урок.
Современные старшеклассники уже сейчас остро осознают необходимость изменений. Им тесно в рамках школы, уже к 7-му классу они вырастают из ее стен и, не получая ожидаемых изменений и простора, «живут в сети», тратя на нее все свое свободное время. В итоге школа получает падение мотивации обучающегося, который может организовывать свою деятельность только под руководством взрослого, лихорадочную подготовку к итоговой государственной аттестации и массу стрессовых ситуаций всех субъектов образовательной деятельности.
Если в настоящей действительности есть два мира: реальное и сетевое пространство, очевидно, что систему образования необходимо начинать «упаковывать» в виртуальные сети и предоставлять возможность огромного выбора курсов для обучения, тем более что скорость, с которой находится и передается информация в сетях, несравнима со скоростью освоения информации на уроке. При этом на уроке логику продвижения в предмете задает учитель, ориентируясь на темп класса, а в сетевом пространстве свой маршрут движения в предмете ученик всегда может выстроить сам.
Наше видение, что школа будущего – это школа, ориентированная на индивидуальный заказ самого выпускника, где он становится менеджером своего образования. И строить ее надо начинать уже сейчас.
На старшей ступени образования ученик уже способен самостоятельно конструировать образовательную программу, выбирать учебные предметы и самостоятельно планировать время на изучение и логику продвижения в предмете, в отличие от урочной формы, в которой он должен двигаться в темпе с классом, исключительно находясь на уроке.

При одном условии, что учащиеся на предыдущих ступенях образования (начальная, основная школа) специально к этому готовились, т.е. основные образовательные программы ступеней построены с учетом «выращивания» учебной самостоятельности у школьников. Именно по этой причине (дети не имеют способностей самостоятельно учить себя) из нескольких вариантов профильной школы концепции 2001 года более 90% школ пошли по первому варианту, «создание классов с углубленным изучением одного или нескольких предметов». Переход на индивидуальные образовательные программы в старшей школе могут пока пройти единицы. Но нужно двигаться в этом направлении. Нельзя вносить инновации на отдельную ступень без серьезных изменений на других ступенях образования.

С 2012 года в рамках Федеральной инновационной площадки «Разработка и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений» запущен совместный проект «Сетевая старшая школа» школами ЯНАО г. Губкинский МБОУ «СОШ № 7» и структурным подразделением школы № 1133 г. Москвы ЭУК «Школа развития». Две школы объединили свои педагогические ресурсы и выстроили образовательную сеть, предоставив на выбор обучающихся пока (!) элективные курсы.
Уже через несколько занятий обучающиеся отметили положительные стороны нововведения. Вот мнения ребят: «Сетевая школа удобна тем, что в любое удобное для меня время могу выполнять задания», «В домашних условиях работать комфортнее», «Не комплекcуешь, общаясь с педагогом, так как он не видит тебя, а ты не видишь его!» и др. Собственное самопознание переходит на другой уровень: «Я понял, что не могу сам распределять свое время, если меня не контролирует педагог», «Когда тебя не контролируют, ты используешь свободу не всегда верно. А через пару недосыпов начинаешь делать выводы и контролируешь себя – это воспитывает, становишься как бы старше, ответственнее как бы», «Научилась задумываться, стремиться к чему-то, добиваться своей цели и стараться».
«Элективные дистанционные курсы для меня даром не прошли. Они действительно были полезны. Разве что стоит изучать один-два электива и не больше. Мы и так не всегда имеем много свободного времени. Я научился, как студент, более рационально распределять свое время и учиться без помощи учителя».
Подчеркнули и отрицательные стороны такого обучения: «Мое обучение в сетевой школе прошло хорошо. Я для себя почерпнула информацию. Но хотелось бы пообщаться с учителем». «Трудно заставить себя сесть за сетевой курс, в школе все за меня продумано: есть расписание, есть учитель, который требует и объясняет. Это для меня легче».
Таким образом, для нас сетевая школа – это попытка выстроить модель образования по индивидуальным учебным программам, образование, ориентированное на уникального выпускника – «штучный товар» для России, через организацию тьюторской поддержки. Апробация в течение года показала как положительные стороны такого образования, так и дала возможность понять педагогическому коллективу, что это образование «не для всех» обучающихся, а только для тех, кто способен принять на себя ответственность за свое образование и самостоятельно организовывать свое продвижение в предмете. Соответственно, к такой готовности необходимо готовить обучающихся в течение основной школы.


  • 1

Поймать сетью Учителя

Основное преимущество сетевого способа реализации образовательных программ в том, что благодаря ему более очевидны «болевые точки», недостатки обучения в каждой из школ сети. Учителя, родители, дети разных школ обмениваются опытом в рамках сети, и сразу же все инициативы подвергаются внешней оценке. Можно понять, является ли реальным преимуществом все то, что каждая школа считает таковым?

Другое преимущество сетевого способа в том, что видны лучшие примеры педагогической работы, лучшие практики. Понятно, на кого равняться. Наша школа входит в сеть эвриканских школ, и я могу сказать, что другие школы нашей сети постоянно являют примеры великолепных педагогов, настоящих личностей, на которых хочется равняться. Тот же Ханафи Гулиев – не просто педагог, но настоящий Учитель. Для меня это наиболее высокое звание, которым можно наградить педагогического работника.
К сожалению, найти примеры для подражания не так просто. Сейчас самая большая проблема школ в том, что нет среди педагогов учителей. Не на кого ориентироваться. Большинство педагогических работников смотрят на ребенка как на объект, не пытаются увидеть в нем полноправного субъекта образовательного процесса. А ведь каждый ребенок на самом деле – одаренный. Это огромный потенциал, который нужно раскрыть, а не раздавить. К сожалению, многие педагоги неадекватно относятся к тому, что дети могут их в чем-то превосходить, не пытаются сотрудничать с ними. Это огромная проблема, которую я замечаю постоянно. Сетевое сотрудничество позволяет найти примеры настоящих Учителей, достойных подражания.
Для нас очень полезен оказался опыт сотрудничества с лицеем для одаренных детей, расположенном в городе Энгельс. Это был очень ценный опыт как раз с точки зрения воспитания в детях полноправных участников образовательного процесса. Вместе мы очень корректно, на мой взгляд, работаем и с детьми, и с их родителями. Кстати, работа с семьей – это очень большая проблема. До какой степени педагог имеет право вмешиваться? Как научиться бережно относиться к ценностям семьи, к тому, что она воспитывает? Этому всему тоже нужно учиться, и, должна сказать честно, многие этого не умеют и, что еще хуже, не видят здесь проблемы. Хотя каждая семья – это уникальный мир, вторгаться в который следует с максимальной осторожностью.
Увидеть в ребенке субъект, а не объект, найти Учителей, научиться работать с семьей – это задачи для сетевого сотрудничества школ. К сожалению, решить их будет непросто. Конечно, если школы объединятся в сети, среди большого количества учреждений скорее найдутся и настоящие Учителя, и хорошие практики работы с родителями. К сожалению, проблемы здесь настолько остры, что даже в нескольких школах найти хорошие практики и хороших учителей будет непросто.

Лариса Герапинович,
учредитель школы «Унисон», г. Санкт-Петербург

  • 1