?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Мы с тобой одной крови!
eurekanext
Шперх_ЖЖ

Одна моя коллега, рассказывая о сложностях «пробивания» в администрации летнего лагеря, упомянула вскользь, ради чего она все это делает: «Понимаешь, мы хотим собрать победителей всяких интеллектуальных конкурсов – ну, и прочих аналогичных чудиков – в лагерь на три недели. Они там ходят на лекции и семинары, решают задачки, танцуют, ставят спектакли, но главное – просто общаются и обнаруживают вдруг, что вокруг довольно много таких, одной с ними крови. И, кстати, с удивлением узнают, что со взрослыми педагогами тоже иногда можно разговаривать».
По-моему, эта моя коллега ухватила самое главное, ради чего стоит развивать сетевое взаимодействие: оно позволяет почувствовать рядом плечо человека, такого же, как ты: делающего одно дело, мечтающего о том же, мыслящего так же. Одной с тобой крови.
Кстати, порой это очень важно не только детям, но и очень даже взрослым. Я помню, как в наш летний лагерь «Наноград» в Пензе приехал именитый профессор столичного вуза – приехал, не веря в то, что в одном месте можно собрать столько талантливых детей, а уж если и удастся, то ни за что не организовать их жизнь так, чтобы они не просто слушали лекции, а работали вместе над проектами, да еще и успевали отдыхать и развлекаться. Он пробыл в лагере двое суток и уехал убежденным нашим соратником. Те связи, которые никак не могли выстроиться в виртуальном общении, сложились, как только профессор почувствовал плечи реальных ребят и увидел их работу не в виртуале, а в самой что ни на есть реальности.

Наноград - мастерская
На занятии в одной из мастерских летней школы «Наноград 2012» в Казани

Школьная лига РОСНАНО, в которой я работаю, объединяет около 200 самых разных школ: среди них есть «элитные» СУНЦы и школы, где учатся дети с особыми потребностями, обласканные вниманием начальства столичные лицеи и сельские школы из глубокой провинции. Зачем им всем сеть? Участие в лиге не сулит никаких материальных выгод: мы не дарим оборудование, не выдаем гранты. Все, что мы можем сделать – это показать: смотрите, вы не одиноки!
Легко быть «ботаником» в суперлицее – там все такие. А каково быть таким в сельской школе? В школе, где для такого вот «вундеркинда» нет даже учителя, способного поговорить с тобой «на уровне»? И вот тут появляется сеть.

Наноград - обсуждение
Обсуждение решения кейса, предоставленного реальной фирмой в летней школе «Наноград-2012» в Казани

И оказывается, что школьники сельского лицея вполне могут побеждать столичных, к примеру, в конкурсе по поиску в интернете: ведь для участия в нем не нужно ничего, кроме интернета и головы. И оказывается, что «странный» молодой человек из города N, говоря про которого, одноклассники многозначительно крутят пальцем у виска, вдруг оказывается эрудированным и начитанным в той самой «узкой» области, которая интересует его сверстников в городе М, а те, в свою очередь, организовали лабораторию с профессором К и вместе с нашим молодым человеком обсуждают планы экспериментов.
Вы думаете, я сочиняю? Вот вам реальная история: в 2011 году совместно с ЗАО «Центр перспективных технологий» Школьная лига проводила конкурс микрофотографий «От инфузории до атома». На первом этапе участникам достаточно было просто сфотографировать любой микроскопический объект и обработать снимок в профессиональной программе (не в фотошопе, а в специальной программе, которую используют для научной работы!). Те, кто справился с этим этапом, получали возможность спланировать эксперимент и дистанционно поработать со сканирующим зондовым микроскопом, установленным в Москве. А призом в этом конкурсе была поездка в Москву и участие в настоящих научных экспериментах.
В конкурсе приняли участие не только школьники из Петербурга и Москвы, но и из Белгорода, Новосибирска, Уфы, Екатеринбурга, Иванова, Комсомольска-на-Амуре, Пензы, Таганрога, Ульяновска, Чебоксар, Ставрополя и других городов России. Была принята заявка даже из Симферополя! Особенно организаторов из ЗАО ЦПТ поразил тот факт, что существенный процент участников конкурса учатся в сельских школах, расположенных в деревнях и поселках. Но ведь в этом и есть суть сетевого взаимодействия: неважно, где ты находишься. Важно, что ты делаешь. А сеть позволяет найти единомышленников.
Кстати, победителем конкурса стала Юлия Еремина, ученица 11-го класса КГОАУ «Школа космонавтики» из города Железногорска Красноярского края. Специально для нее был проведен научный мастер-класс по СЗМ ФемтоСкан и ФемтоСкан Онлайн под руководством научного сотрудника Центра перспективных технологий Егора Мешкова, она приняла участие в научно-техническом совете компании и запуске нового производства Центра перспективных технологий.

Еремина
Юля в ИТ-лаборатории на мастер-классе по ПО ФемтоСкан Онлайн

Еремина мастер-класс
Юля в лаборатории химического факультета МГУ

Другой пример. В Свердловской области есть село Криулино. Там на Совхозной улице располагается Криулинская СОШ – обычная сельская школа, в которую привозят детей из окрестных деревень. Но работает в ней необычный учитель – Руслан Хузин. Благодаря его энтузиазму в школе был создан кружок по робототехнике, его ученики успешно выступают на соревнованиях конструкторов роботов. Вступая в Лигу, школа, естественно, стремилась использовать для совместных проектов свои наработки. Посмотрите, к примеру, как остроумно при помощи конструктора «Лего» ученики решают физические задачи: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=HZ3MvxVHVsI#!
Впрочем, роботами из «Лего» в Екатеринбурге занимаются многие. Увидев в Руслане человека творческого и неординарного, Школьная лига предложила ему протестировать абсолютно новое направление в робототехнике – создание «умной одежды», управляемой вшитыми в нее компьютерами.

Kriulino1
Учащиеся Криулинской СОШ на кружке робототехники

Результат: в июле 2012 года в Казани, в лагере «Наноград» Руслан Илдарович провел мастерскую, в ходе которой дети сами сшили «умные» футболки, разработали несколько прототипов «умной одежды».
Но самое интересное случилось позже. Руслану так понравилась эта тема, что он убедил администрацию своей школы закупить оборудование, и сейчас в Криулино работает, пожалуй, единственный в России кружок по созданию «умной одежды».

Руслан Хузин с учениками
Р.И. Хузин со своими учениками из Криулинской СОШ

Это еще один пример мощи сетевого взаимодействия. Сеть позволяет выдернуть учителя из привычной рутины, показать ему новые горизонты и дать возможность двигаться дальше.
Однако у сетевого взаимодействия есть и еще один аспект. Пожалуй, самый важный. Несложно создать сеть, объединяющую энтузиастов. В конце концов, они и сами могут найти друг друга: в эпоху социальных сетей дети больше общаются со сверстниками при помощи интернета, нежели в реальном мире.
Именно поэтому членами Школьной лиги являются школы. Мы не просто объединяем личности сетью. Мы стремимся сделать так, чтобы сеть включала в себя реальные «островки» – школы, центры доп. образования, региональные сети. Потому что очень хочется работать не вопреки школе, а благодаря ей. Потому что если ребенок не получает поддержки в школе и дома, ему в сто, в тысячу раз сложнее выйти на качественно новый уровень. Именно поэтому мы сотрудничаем со школами в целом и многое делаем именно для создания творческой атмосферы в наших школах.
И в связи с этим еще один пример. Учится в Элистинском лицее Любовь Даржинова. Девочка удивительная – энергичная, талантливая. Победитель многих олимпиад, творческих конкурсов и т.п.

даржинова
Люба Даржинова выступает на заседании дискуссионного клуба в научной библиотеке КалмГУ

В прошлом году девушка узнала о существовании Школьной лиги РОСНАНО и решила принять участие в ее работе. И не просто принять участие. Ученица сама зарегистрировала свою школу в качестве партнера Лиги, провела работу среди учителей, организовала участие учащихся в различных программах Школьной лиги. В результате ее деятельности по результатам майского 2012 года конкурса Элистинский лицей был принят в члены Лиги, ученики лицея поехали в Казань, в летний лагерь Наноград (и Люба, конечно, вместе с ними). Но и это еще не все – благодаря энтузиазму девушки на территории Калмыкии была создана региональная сеть Школьной лиги РОСНАНО и всерьез рассматривалась идея проведения на территории республики летнего детского лагеря по программе Всероссийского Нанограда.
Вот так и работает сетевое взаимодействие. Сеть вытягивает людей, а люди выстраивают вокруг себя сети. И какими они будут, зависит в том числе и от нас.
Анатолий Шперх


Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
Мартынова_ЖЖ

Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что  результаты общественного прогресса сегодня концентрируются в информационной сфере.
Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом системы образования на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу.
Педагогическая деятельность в системе дистанционного обучения отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков как у обучающихся, так и у   педагога. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать ученика, способствовать его успешному продвижению и другие. От педагога требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.
Учитель в системе дистанционного обучения становится:

  • специалистом  по разработке и интерактивному предоставлению учебных курсов;

  • специалистом, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;

  • специалистом по методам контроля за результатами обучения, ответственным за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов.

Нами  определены  следующие направления  использования дистанционной формы  обучения в структуре школьного образования:

  • базовый курс школьной программы для уча¬щихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в те¬чение какого-то отрезка времени;

  • ликвидация пробелов в знаниях школьников по определенным пред¬метам школьного цикла (индивидуальные и групповые консультации);

  • подготовка школьников к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ);

  • работа с экстернами;

  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или целого курса;

  • дополнительное образование по интересам.

Первым опытом практического использования технологии дистанционного обучения является урок химии для учащихся 8 класса на тему «Реакции  ионного обмена». В ходе урока  были использованы  традиционные  кейс-технологии,  электронная почта и программа Skype. Время занятия определялось для каждого ученика индивидуально. Дальнейшая работа с классом показала, что материал данного  урока  был хорошо отработан и усвоен учащимися.
Затем была работа с учеником, который по состоянию здоровья не мог посещать образовательное учреждение, доступ учителей на дом был ограничен.
При индивидуальной работе с учеником используются  методики и технологии программ  Skype, Doableboard, пакет программ Microsoft Offiсe.  При проведении дистанционных уроков используются  электронные образовательные ресурсы (ФЦИОР, Единой коллекции ЦОР).
Используя современные технические средства,  ученики имеют возможность присутствовать на уроках дистанционно. Оборудование кабинета позволяет включить их в учебный процесс вместе с учениками класса в режиме on-line.  В ходе урока  такие учащиеся  видят у себя на мониторе компьютера все используемые в ходе урока материалы и химические опыты, выполняют совместные задания, участвуют в обсуждении вопросов урока.
Учащиеся,  временно не посещающие учебное заведение по медицинским показаниям, удаленно принимют  участие во всех  уроках химии (Skype, электронная почта, ссылки на ресурсы интернета), что способствует приобретению системы знаний учащихся. При одновременном  участии нескольких человек использется конференц-связь, передача файлов через Skype, при выполнении самостоятельной работы учащимся передаются в чате сканированные задания, а выполненные задания (МS Word или сканированные)  учащиеся передают  учителю. Также ученики  принимают участие в обсуждении вопросов урока, привлекаются к работе с упражнениями и решению расчетных задач.
 Апробирована и эффективна дистанционная форма обучения  и для всех учащихся класса одновременно. Согласно учебного расписания гимназии  все ученики 10 класса принимали участие в дистанционном уроке по теме "Алкины". В процессе проведения урока использовались электронные образовательные ресурсы: ФЦИОР, Единой коллекции ЦОР, авторская  мультимедийная презентация, ссылки на интернет-ресурсы, видео, Skype.
Дистанционные технологии  также используются   в рамках экстернатной формы обучения и при подготовке учащихся к предметным олимпиадам. Эффективность таких занятий не меньше, чем занятий в классе. Учителю это позволяет использовать дополнительное время для работы с учащимися.
На сервере гимназии установлена система дистанционного образования Moodle, в рамках которой в настоящее время ведется  разработка  курсов дистанционного обучения   для различных целей базового, углубленного и  дополнительного образования (http://moodle56.no-ip.info; курс органической химии для профильного класса и др.).
Учитывая интерес учащихся к возможностям  современных информационных технологий,  задача перехода к осознанному использованию этих технологий решена через создание учебных проектов. Один из них – сетевой учебный проект "Биологически активные вещества" для учащихся 10 класса.
В ходе работы над данным проектом учащиеся познакомились с биологически активными веществами: витаминами, ферментами, гормонами, лекарствами; их классификацией, представителями и значением. В работе над проектом использовался метод обучения в группах, который способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.
Работая в сетевом учебном проекте «Биологически активные вещества» учащимся было предложено создать  wiki–страницу, как встроенный модуль в системе ДО Moodle (http://moodle56.no-ip.info). В рамках работы над проектом каждая группа должна была представить совместную мультимедийную презентацию для сопровождения публичной защиты своего проекта, работа над которой проходила  дистанционно с использованием сервисов Google.  Обязательным требованием было использование видеороликов, иллюстраций,  фотографий химического эксперимента.
По итогам проекта создано портфолио проекта. Работы учащихся размещены на сайте "Удивительный мир химии" (https://sites.google.com/a/labore.ru/himia/).
Для выявления отношения к использованию дистанционного обучения среди учащихся   10  класса по завершению проекта была проведена анкета «А напоследок я скажу…».  Анализ результатов показал, что учащиеся поддерживают идею внедрения в процесс обучения дистанционных технологий, психологически готовы принимать участие в этой форме обучения, к дистанционному обучению с применением учебных компьютерных заданий относятся положительно.
Таким образом, в результате проведения данного анализа можно сделать ряд выводов, основными из которых являются следующие:

  • программы обучения по технологиям ДО должны быть логичным продолжением курсов обучения, уже существующих;

  • необходимо создавать авторские учебные курсы, основанные на технологиях ДО;

  • использование дистанционных технологий позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для учащихся;

  • организацию учебного процесса с использованием дистанционных технологий можно рассматривать как альтернативу классно-урочной формы обучения.

Дистанционные формы и преподавателю дают возможность повышать информационную культуру и компетентность, и постоянно совершенствовать свою квалификацию. Применяя в своей работе технологии дистанционного обучения учителю необходимо предусмотреть все материалы для таких уроков, достаточно быстро ориентироваться в ходе урока, приходится быстро переключаться с одного материала урока на другой (переключение разных ресурсов – камера, конференц-связь, ЭОР, видео,  мультимедийная презентация и др.). Но это современно, способствует  самосовершенствованию и самореализации учителя, развитию плодотворного сотрудничества с учащимися и  росту педагогического авторитета.
Полина Мартынова,
учитель химии МБОУ гимназии 56 г. Ижевск


В подготовке статьи принимала участие научный руководитель В.А. Харитонова

  • 1

Жизнь в СЕТИ или сетевая жизнь у себя в голове?

Детей всегда приятно видеть и читать про их успези... Про дистанционное обучение всегда интересо читать... Но при чем тут СЕТЬ?

СЕТЬ она вне нас? Тогда это инфраструктура. Разве "канализационная сеть" - это СЕТЬ? Если СЕТЬ внутри нас, то она порждает различения дистанционного обучения от заоого.. Виртуального взаимодействия от реального... Сетевой организации коммуникации и линейной или педагого-центрированной...

А значит, обсуждать в СЕТИ приходится наличие-отсутствие всех трех сетевых признаков вместе, а не одного какого-то из них.

сеть - не сеть...

Уважаемый Владислав Иванович! Дело, думаю, в том, что номер более широкий, чем только сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие и открытое образование. В обсуждении я предлагала делить эти темы, но это точно требует больше времени на подготовку и больше смысловой работы. Пока же здесь скорее собраны всякие практики разрывающие в той или иной мере и тем или иным способом стены традиционного закрытого класса им. Коменского. Разные практики того, как школа открывается. Сетевое взаимодействие - отдельный серьезный вопрос. Здесь как бы поле шире (обсуждение мельче? как следствие...) Вот бы Вы для газеты простым понятным языком изложили Вашу мысль, которая тут все прорывается отдельными лоскутами через проблематизацию аторов (Ау, где они? не дают ответа :(((( )
Я понимаю, что у вас уже все сказано и написано. Но, признаюсь, много раз бралась Вас читать и разбирать Ваши схемы - и мало чего понимаю :( А когда Вы пишете статью в газету, целостную мысль, месседж, публицистическим стилем - другое дело! открывается смысл. Он, может, был бы ключиком к Вашим фундаментальным теориям...

  • 1