Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Информационная образовательная среда
eurekanext
Семенов1_ЖЖ

Информационная образовательная среда используется для планирования деятельности всех участников образовательного процесса, коммуникации между ними. Она делает школу прозрачной, понятной и привлекательной для родителей. В информационной образовательной среде может стать реальностью выстраивание для каждого ребенка его индивидуального коридора ближайшего развития. В Москве такие коридоры для математики в начальной школе выстраиваются с помощью инструмента МатРешка. Этот инструмент проводит по ходу дела диагностику того, в чем трудности каждого отдельного ребенка, и советует учителю, какие задачи этому ребенку дать.
Информационная среда возвращает логику в образовательный процесс. Учитель дает задание. Ученики начинают его выполнять, если надо, задают учителю вопросы по скайпу в установленный час, завершают выполнение и высылают учителю. Учитель анализирует работы, коротко их комментирует и разбирает с учетом ошибок и достижений учеников на следующем уроке. Без информационной среды эта логика разваливается.
Сегодня в целях обеспечения качества получаемого каждым учеником образования используется система запросов со стороны органов управления образования и отчетов от учителя и школы. Более того, часто эта система начинает использоваться и для многих других (даже не образовательных) целей. Возможная (по желанию учителя и школы) альтернатива состоит в том, что информация об образовательном процессе (при условии безопасности персональных данных) постоянно присутствует в информационной среде и может быть проанализирована без участия учителя. Эта же информация может быть использована и для экспертной оценки результатов обучения учащегося, качества работы учителя, для информирования родителей о том, «что происходит в школе» и т. д.
Информационная среда будет играть принципиальную роль в проектировании и использовании измерителей для систем образования, в частности, измерителей эффективности различных образовательных реформ. Фиксация в информационной среде хода образования каждого отдельного человека может быть использована в системе оценки качества образования и эффектов идущих в нем изменений. При этом измеряться могут: сам ход образовательного процесса и его текущие результаты или результаты специально используемых процедур (например, стандартизованных). Измерения могут вести: сам человек, его родители, педагоги, непосредственно заинтересованные в достижении наилучших результатов, педагоги, которые работали с обучающимися раньше или, возможно, будут работать с ними в дальнейшем, а также в той или иной степени «независимые» эксперты. На основании измерений может быть сделан прогноз последующих образовательных результатов обучающегося.
Задача очередного этапа образования для человека и всей системы образования – достичь для каждого члена общества максимально возможных образовательных результатов (в соответствии с заранее сформулированными и корректируемыми задачами и задачей сохранения и укрепления здоровья обучающегося) и спроектировать дальнейшие шаги.
Добросовестные, конструктивно настроенные участники образовательного процесса заинтересованы в формировании общей, объективной системы оценивания. Отклонения от этой системы, возникшие в результате индивидуальной необъективности, предвзятости, неквалифицированности, видны самим участникам, их партнерам и коллегам (в частности, такие отклонения выявляются при сопоставлении измерения «на выходе» из очередной ступени образования и «на входе» в следующую), внешним наблюдателям. Если результаты измерений не являются высокозначимыми (high-stake), то отклонения в среднем невелики.
В данном случае, как и во многих других вопросах реализации концепции, речь идет о постепенном формировании культуры, а не о нормативном, административно-командном регулировании системы образования. Следует ожидать, что в течение длительного периода будут продолжать успешно работать педагоги и коллективы, которые будут считать бумажный классный журнал и дневник, раз в неделю даваемый для подписи родителю, оптимальным уровнем публичности и информирования общества об образовательном процессе.
Алексей Семенов

?

Log in

No account? Create an account