Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Опасений нет
eurekanext
Рубцов_ЖЖ

Проект стандарта для «дошколки» будет представлен общественности в ближайшее время. Я думаю, можно говорить о сроке в две недели. Сейчас идет последняя стадия работы группы. Уже собраны все предложения участников, идет активная дискуссия.
Пока проект еще не представлен для обсуждения, я бы хотел отметить несколько принципиальных, на мой взгляд, моментов, связанных с нашим стандартом. Прежде всего, любой стандарт включает требования к условиям образования и требования к результатам. Мы, разработчики, считаем, что в данном случае мы имеем дело с очень нежным возрастом, так что о требованиях к результатам говорить не вполне корректно. Поэтому акцент будет сделан на требованиях к условиям развития детей.
Следующий очень важный момент: мы постарались связать стандарт дошкольного образования со стандартом начальной школы. Надеюсь, он получился выдержанным в рамках того же системно-деятельностного подхода и учитывает возрастные особенности детей.
Наконец, последнее: подготовка стандарта проходит под девизом «качество и доступность дошкольного образования». И то и другое предполагается обеспечить за счет развития вариативных форм получения дошкольного образования. Будут развиваться группы краткого пребывания, различные формы частно-государственного партнерства, частные детские сады и т.д. Я надеюсь, это решит и проблему доступности, и проблему качества.
Если говорить о следующих этапах, то обсуждение стандарта не вызывает у меня особых опасений. Понятно, что мнения профессионального сообщества могут отличаться довольно сильно. В то же время рабочая группа по подготовке проекта стандарта включала очень разных людей. На мой взгляд, их мнения были учтены максимально полно. Так что особого раскола по вопросу стандарта я не предвижу.
Опасения у меня вызывает следующий этап: внедрение стандарта. Я все время говорю на рабочей группе: нельзя, чтобы стандарт остался горой бумаги – благими пожеланиями. Нужны люди, которые будут заниматься внедрением. Мы попытались уделить в тексте стандарта внимание и переподготовке кадров, и обучению новых. Но все равно главный вопрос сейчас – не в детях, а в тех взрослых, которые по стандарту будут работать.
Виталий Рубцов,
академик Российской академии образования (РАО),
директор Психологического института РАО


Стандарт на «дошколку»
Смирнова_ЖЖ

Прежде всего нужно отметить, что стандарт для дошкольного уровня образования будет. Согласно новому закону «Об образовании», «дошколка» теперь будет уровнем образования, а раньше она была ступенью. А уровню образования по закону должен соответствовать определенный стандарт.
Стандарт предполагает требования к условиям и результатам образования. Если требования к условиям жизни детей в дошкольных учреждениях необходимы, то с требованиями к результату все гораздо сложнее. Совершенно непонятно, как их вводить и как измерять. Сейчас над этим вопросом работает группа психологов, и нельзя сказать, что нам удалось прийти к какому-то общему пониманию. Очень хотелось бы избежать любого тестирования. Ситуация тестирования является очень тяжелой и для детей, и для родителей, и для педагогов. Кроме того, опыт показывает, что в случае тестирования вся жизнь детского сада подчиняется одной цели – добиться успешной сдачи теста. Закон «Об образовании», с одной стороны, предполагает мониторинг и требования к результатам образования, а с другой – запрет на «измерения» дошкольников. Как это совместить, не очень понятно.
Еще одна проблема – жесткое разделение услуг по «присмотру и уходу» и «образованию». Но при работе с дошкольниками отделить одно от другого невозможно: образование и воспитание детей происходит не только и не столько на занятиях, сколько в процессе общения ребенка с педагогом: и на прогулке, и во время обеда, и во время игры. А у нас их не просто разделили, но еще и ввели отдельную плату за присмотр и уход (в отличие от образования), что ударит по кошелькам родителей.
Если говорить о требованиях к условиям, мне лично хотелось бы видеть в стандарте три важных момента. Главное условие успешного развития дошкольника – это педагог, соответственно, стандарт должен содержать требования к квалификации педагогов. Другое важное требование – создание оптимальных условий для игры. Недавно ООН приняла дополнения к Конвенции по правам ребенка, связанные с правом на игру; это право признано жизненно важным, наряду с правом на защиту, медицинское обслуживание, образование и т.д. Это очень важно, так как в процессе игры формируются фундаментальные способности ребенка. У нас, к сожалению, в детских садах нет ни времени, ни пространства, ни других условий для игры. Игрушки, как правило, не стимулируют игру. Все время занято учебными занятиями и режимными моментами. Это тормозит активность детей и не обеспечивает их полноценного развития. Наконец, очень важно смягчить требования СанПиН. Они у нас неоправданно жесткие, что блокирует самостоятельность педагогов и не позволяет обеспечить необходимые развивающие виды деятельности детей.
Елена Смирнова,
руководитель Центра «Игры и игрушки», доктор педагогических наук, профессор

  • 1
А можно ли где-то найти этот проект?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account