Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Финансовые условия стандарта
eurekanext
Шадрина6_ЖЖ

Система дошкольного образования в Российской Федерации испытывает кризисные явления, связанные с массовым сокращением сети дошкольных учреждений в прошлом веке, износом инфраструктуры действующих образовательных учреждений, с одной стороны, и улучшением демографической ситуации, с другой стороны.

Предлагаемые подходы развития системы дошкольного образования не опирались на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок. Расширяющийся рынок образовательных продуктов и услуг формировался стихийно, зачастую в рамках ситуативной конъюнктуры, безотносительно к реальным потребностям субъектов образовательной системы.
Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.
Таким образом, первая задача модернизации дошкольного образования состоит в создании для всех детей возможности получить обеспеченное бюджетными средствами дошкольное образование.
Вторая задача модернизации – обеспечение современного качества дошкольного образования. Подлинная модернизация образования возможна только в том случае, если оба направления будут реализовываться одновременно: тогда к уже существующим и появляющимся новым формам дошкольного образования будут применяться одни и те же – современные – критерии качества.
Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по разработке федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. В соответствии со ст. 7 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Федеральные государственные образовательные стандарты будут задавать требования к образовательной программе, условиям ее реализации и результатам дошкольного образования.
Особо важной задачей является разработка финансово-экономических механизмов, создающих условия реализации образовательной услуги, способствующих развитию всех форм дошкольного образования и описание в стандартах финансовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
На федеральном уровне ключевыми нормативными документами в сфере дошкольного образования являются Конституция Российской Федерации, в статье 43 которой гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, и Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу 01.09.2013 за исключением отдельных положений).
Также Федеральный закон от 28.02.2012 № 10-ФЗ устанавливает обязанность государства оказывать содействие в получении образования гражданами, обучающимися в негосударственных образовательных учреждениях. Как указано в этом законе, содействие должно оказываться за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы. Согласно закону № 10-ФЗ, содействие за счет бюджета должно быть оказано негосударственным образовательным учреждениям дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Финансирование предоставляется в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения для государственных образовательных учреждений. В п. 2 и 3 ст. 1 Закона № 10-ФЗ указывается, что бюджетные средства должны направляться на оплату труда педагогических работников негосударственных общеобразовательных учреждений и на возмещение других расходов, непосредственно связанных с реализацией основных общеобразовательных программ. Под такими расходами понимаются расходы на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, другие расходные материалы.
Важно отметить, что бюджетное финансирование должно предоставляться негосударственным образовательным учреждениям, как получившим государственную аккредитацию, так и не получившим ее. В законе № 10-ФЗ установлено, что для аккредитованных образовательных учреждений финансирование осуществляется из бюджета соответствующего субъекта РФ, а для неаккредитованных дошкольных учреждений – из соответствующего муниципального бюджета.
Следует отметить, что в новом законе об образовании используется словосочетание «содержание детей (присмотр и уход за ребенком)». Как указывается в пояснительной записке к закону, такое уточнение должно упростить расчет затрат на содержание детей дошкольного возраста. Предполагается, что в число таких расходов должны быть включены затраты, связанные именно с присмотром за детьми и уходом за ними.
Напоминаем, что согласно статье 52.2. закона об образовании родители детей, получающих образование в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу, имеют право на компенсацию части расходов, взимаемых за содержание детей в указанных организациях.
Таким образом, в соответствии с существующим законодательством услуги по дошкольному образованию разделены на услугу присмотра и ухода, а также услугу по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Формирование норматива на реализацию образовательной программы является полномочием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а определение затрат, связанных с реализацией услуги по присмотру и уходу, а также затрат на содержание имущества находится в ведении органов муниципального образования.
Поэтому во ФГОС дошкольного образования должны быть прописаны требования к финансово-экономическим условиям для качественной реализации дошкольной образовательной услуги, которые будут обеспечивать государственные права граждан на получение доступного и качественного дошкольного образования.
В данном случае финансовым механизмом обеспечения данных прав является нормативное подушевое финансирование дошкольной образовательной услуги независимо от форм ее организации. То есть на уровне субъекта принимается нормативно-правовой акт, закрепляющий величину норматива, рассчитанную на реализацию программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Таким образом, реализация ФГОС дошкольного образования будет являться обязательной для всех форм дошкольного образования, претендующих на бюджетное финансирование по нормативу. В настоящее время в муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации формируются нормативы финансирования на реализацию программ дошкольного образования, через которые выводится объем ассигнований, необходимых для каждого учреждения, оказывающего дошкольные образовательные услуги. Но, исходя из анализа ситуации, очевидно, что в большинстве случаев нормативы на реализацию образовательной программы, создание условий, содержание здания рассчитываются на основе фактически произведенных расходов и не являются нормативами по существу, а являются средними расходами, сложившимися на территории. Норматив при таком подходе выполняет сугубо расчетную функцию. Невозможно определить, сколько действительно стоит дошкольная образовательная услуга.
Требования к материально-техническим, кадровым ресурсам, к образовательной программе в условиям реализации ФГОС дошкольного образования создают потребность в определенных видах затрат.
В этом смысле очень важно описать условия реализации образовательной программы, которые могли бы стать основой расчета величины норматива на одного воспитанника, выступающей в качестве гарантированной стоимости бюджетной дошкольной образовательной услуги на реализацию образовательной программы.
Необходимо отметить, что специфика дошкольного образования такова, что образовательная программа включает в себя как время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), так и в ходе режимных моментов.
Сложно сказать, что образовательная деятельность не осуществляется во время режимных моментов, когда прививаются культурно-гигиенические навыки или формируется культура питания. Все это происходит в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, собирается ли он на прогулку или готовится ко сну.
Таким образом, стандарт, через описание элементов затрат на создание определенных условий, позволит рассчитать стоимость услуг дошкольного образования на реализацию образовательной программы.
Это позволит рассчитать объемы финансирования реализации общеобразовательных программ дошкольного образования и в целом определить стоимость государственных (муниципальных) услуг для всех форм дошкольного образования.
Наталья Шадрина

?

Log in

No account? Create an account