?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Стандарты детям не нужны
eurekanext
Щетинин_ЖЖ

На мой взгляд, не может быть никакого стандарта для учителей. Не может быть стандарта для любви, для веры? Есть совесть, есть любовь к детям, есть любовь к Родине – этого достаточно. Стандарты же в моем понимании – это какая-то кондовость. Социуму легко и приятно их внедрять, но в жизни их не бывает. Как только мы пытаемся создавать стандарт, действовать по шаблону, что-то в нас умирает. Стандарты появляются там, где отсутствует смысл жизни, ее цель. Нет смысла – появляются всякие клише, стандарты. Они не нужны детям. Они нужны только чиновникам. Вспоминаю в связи со всякими стандартами, как еще в советские времена один секретарь обкома партии мне говорил: «Щетинин, ты посягнул на святое!» Я думаю – на что же я посягнул. А он и отвечает – на урок! Вот это для него свято. Урок, а не дети.
Но я верю, что сейчас ситуация постепенно меняется и мы все больше начинаем понимать, что главное – это смысл, стремление к идеалу.
Я люблю цитировать детям одно высказывание Альберта Эйнштейна: «Знание – ничто, воображение – все!» Сейчас любую информацию, любое знание можно получить из интернета. Образование не должно заниматься знаниями. Что есть «образовать»? «Образовать» – значит «создать». Слово «образование» несет в себе понятие «образ», то есть идеал. Мы должны создавать идеальное. Чем человек отличается от машины? Тем, что он каждый раз создает новое. Он всегда импровизирует. Образование должно уходить от знания, от назидания. Оно должно заниматься развитием личности, человека. А какие здесь могут быть стандарты, если учитель всегда импровизирует? Никаких. Человек все каждый раз делает с нуля, потому что творит. Если чему и можно научить, то – мыслить, творить. Школа должна быть пронизана творчеством во благо всех.
Мне кажется, сегодняшней школе пора обернуться к ребенку. Ведь человек – не чистый лист. Каждый ребенок несет в себе образ Бога. Нужно заниматься образованием ребенка в сотрудничестве с ним, спрашивать у него, как он мыслит, что он чувствует. При чем тут стандарты? Какие стандарты в таком случае могут быть?
Михаил Щетинин,
директор «Школы Щетинина»


Не навреди
максименко_ЖЖ

Что такое учительский стандарт с точки зрения родителя?
Это прежде всего попытка вогнать учителя в рамки, абсолютно при этом не важно, кто и зачем эти рамки установил.


Родителя рамки не устраивают, точнее – не могут устраивать единые рамки для всех. Один тяготеет к академическому учителю в строгой одежде и с академическими манерами ведения занятий, другой хочет иметь разбитного хиппаря в джинсах, а третьему вообще подавай богемного вида рефлексирующую особу. Вариантов уйма и явно больше, чем может предусмотреть любой стандарт.
Если под стандартом понимать документ из серии «чего делать нельзя», то и тут в большинстве случаев вопросов много. Я знаю родителей, считающих, что даже первокласснику недопустимо тыкать, но много и таких, кто на это не обращает внимания.
Любые разговоры об учительском стандарте – это другая грань разговоров о стандартизации образования. А это – в глазах родителя – ничего хорошего не сулит: единая прическа, единая одежда и желательно вся серая.
Но так как сообщество явно тяготеет к созданию такого документа, я бы говорил о Декларации учительства как о документе ценностно-эстетическом, который в чем-то который должен быть сродни клятве Гиппократа с ее известнейшим «Не навреди!». Причем – да позволено мне будет помечтать – подписание учителем этой декларации должно быть не только добровольным, но и требовать постоянного доказательства своего соответствия ей. Не аттестации, а доказательства своей жизнью. Это должен быть документ, говорящий о высшей пробе, об уникальности, о статусе Мастера.
Павел Максименко