Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Оттого, что будешь избивать осла, человеком он не станет
eurekanext
ханафи2_ЖЖ

Известно, что жизнь преподносит и естественные, и неожиданные испытания, о которых не принято и речи вести. Школу время от времени сотрясают скандалы, связанные с насилием, издевательствами между детьми, детьми и взрослыми. Конечно, это все не красит доверенное лицо общества. Главная проблема, на мой взгляд, в противоречии: ребенок с самого начала жизни ощущает потребность быть человеком, а к нему относятся как к недочеловеку. Семья и школа должны занять такую позицию, чтобы исключить снисходительный взгляд на ребенка как на существо, которое мало что понимает в жизни. В этой связи то, что мы в своей школе пытаемся договариваться о правах и обязанностях, о «правилах игры» и с учителями, и с детьми, чрезвычайно важно. И, конечно, наличие такого пространства в школе, которое позволяет каждому найти себе занятие, возможность уединиться и возможность общаться, в том числе через сайт обратиться к взрослым со своими проблемами и открыто обсуждать любые проблемы, в том числе когда учителя срываются или поступают несправедливо, нам помогает избежать многих проблем.

Мама одного из наших учеников настояла на его переходе в соседнюю школу. Со временем там начались проблемы со старшеклассниками: требовали денег и т.д. Он обратился к своим друзьям в нашей школе, которые пошли на разборки и защитили его. Хоть учился он в соседней школе, на соревнованиях он защищал цвета нашей школы. Сейчас он известный боксер, подающий большие надежды.
Разумеется, никто так хорошо не знает черты характера и задатки ребенка, как родитель, воспитатель и учитель, особенно начальных классов. Становление чувств, побуждений, вкуса, характера, нрава, помыслов, конечно, зависит прежде всего от матери и отца. У нас в горах всегда главным человеком в этом деле была мама, которая закладывает правильную чувственную основу воспитания. За отцом всегда была ответственность не только обеспечивать семью достатком, но и принимать важное окончательное решение, в том числе и по наказаниям. Замечено, что чем сильнее творчески развит человек, мудрее он, тем больше любит детей. Осветить душу ребенка может тот, кто воспитывает и постоянно совершенствует самого себя. Видимо, не зря в народе говорят: «Каждый рождает себе подобного». Никогда не ценилось в нашем обществе физическое наказание. У нас есть пословица, которая в переводе звучит так: от того, что будешь избивать осла, он человеком не станет. Можно еще в раннем детстве заметить различного вида недостатки в детях: проявление приспособленчества, угодничество, лесть, зависть, несправедливость по отношению к слабым, бессердечие, жестокость, неблагодарность, трусость, лживость. Во время экскурсий, коллективных творческих дел, субботников, спортивных игр, театральных постановок можно заметить, трудолюбив ребенок или лодырь, ленив или страстен, инициативен, слаб духом или силен.
От того, как все это рефлексируется в школьном сообществе, и зависит, какими они вырастут. И в этом роль духовно-нравственного воспитания очень важна. У нас в начальных классах почти половина детей приходят из верующих мусульманских семей. Мы обсуждаем с родителями то, как происходит процесс воспитания в семье, а с духовными лидерами выясняем основания для сотрудничества. Оказалось, что во многом наши подходы схожи. Вот здесь несколько правил удержания детей и взрослых от незаконных действий (мне кажется, опытный учитель, любящий детей, делает так же):

  1. Надо удостовериться, действительно ли человек хочет совершить противоправное действо.

  2. Надо быть уверенным, что тот, к кому ты обратишься, послушается тебя.

  3. Если видно, что человек раскаивается и жалеет о случившемся, тогда не следует его увещевать.

  4. Но если твое увещевание вместо пользы может причинить вред и для самого увещевателя имеет худые последствия, то можно уклониться от всякого вмешательства.

Для удержания от незаконного действа употребляются три способа: обозначение своих мыслей знаками, словами и действами.
Средства должны быть употреблены постепенно, одно после другого. Во всяком случае, должно сначала увещевать тихо и спокойно, и если это не подействует, то возвысить голос и, наконец, делом, руками, препятствовать в исполнении противозаконного действия (опытный учитель и погладит, и руки тронет, и обнимет или пересадит), но употреблять насилие или наказывать человека мусульманин не имеет права. Это прерогатива суда или людей, имеющих на это право.
Ханафи Гулиев,
директор школы № 2, г. Тырныауз,
Кабардино-Балкарская Республика

?

Log in

No account? Create an account