Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Закрытая школа
eurekanext
Омельченко_ЖЖ

Говоря о насилии в школе, стоит отметить несколько важных моментов. Прежде всего необходимо понимать, что насилие может носить очень разнообразный характер. Это не обязательно драки, избиения. Насилием может быть изоляция ребенка в классе, травля, грубость со стороны учителей. Кроме того, насилие в школе, к сожалению, очень мало исследуется, поэтому говорить здесь о чем-то наверняка очень сложно. Школа остается очень закрытым институтом. Визит социологов все еще воспринимается как ревизия. Поэтому о многих тенденциях я могу судить только по косвенным признакам.
На мой взгляд, ситуация с насилием в целом в последнее время становится все более тяжелой. Люди ожесточаются. Применительно к школе это касается и отношений учитель-ученик, и отношений ученик-ученик, и, насколько я могу судить, отношений школы с родителями.
Можно выделить два направления насилия. Они касаются как отношений между детьми и учителями, так и отношений внутри детского коллектива. Это, во-первых, все, что связано с иной этничностью или иной религиозной принадлежностью и, во-вторых, все, что связано с гендером, в-третьих, с социально-экономическим неравенством, и в-четвертых, с субкультурными различиями и предпочтениями.
Об этничности можно говорить с большей уверенностью. И у Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, и у исследовательского центра «Регион» в Ульяновске, с которым я сотрудничаю, были исследования на эту тему. Дети мигрантов часто становятся объектами насилия в школе. Не обязательно это именно физическое насилие. Более того: как раз его в последнее время становится меньше. По крайней мере в Санкт-Петербурге городские власти пытаются заниматься этим вопросом, и их усилия что-то дают. Тем не менее дети мигрантов по-прежнему часто становятся изгоями. Они, как правило, дружат в основном между собой, не общаясь с местными детьми. В школах неблагополучных районов дети мигрантов часто становятся объектами нападок еще и из-за их хорошей успеваемости. Часто их семьи стараются обеспечить детям лучшую жизнь, поэтому больше мотивируют их учиться, и, если детям удается преодолеть проблемы с русским языком, они обычно хорошо учатся. Это тоже вызывает агрессию со стороны соучеников.
Обо всем, что связано с гендером, говорить очень сложно, так как исследований на эту тему нет. К сожалению, нам просто запрещают задавать детям в анкетах вопросы, связанные с сексуальностью, отношениями между полами, сексуальным насилием. Тем не менее мне представляется, что сейчас девочки все чаще становятся жертвами связанных с внешним обликом нападок со стороны учителей. На мой взгляд, к этому приводит неожиданная популярность традиционных представлений, которая требует в первую очередь от девочек выглядеть и вести себя определенным образом. Школа в принципе – чрезвычайно консервативный институт. Новые веяния такого рода находят в ней мощный отклик. Если девочка, с точки зрения какой-то части окружающих, выглядит не как девочка, она может подвергаться насилию того или иного рода. Причем нападки может вызвать практически что угодно: принадлежность к субкультуре, в некоторых случаях просто ношение брюк.
Распространенность любого насилия в школе, на мой взгляд, очень зависит от директора. Есть очень просвещенные, гуманные директора, душой радеющие за свою школу. Но есть и люди, руководствующиеся совсем иными побуждениями.
В нынешней ситуации меня больше всего удручают попытки замолчать проблему насилия в школах. По своему опыту могу сказать: когда мы пытаемся проводить исследования, приходится очень долго утверждать все технические задания, анкеты, добиваться разрешения поговорить с детьми... Многие вопросы просто не дают задавать. К сожалению, у многих все еще есть представление о том, что школа должна быть этакой витриной достижений. К чему приведут такие попытки скрывать проблемы, вместо того чтобы разбираться с ними, я не берусь судить.
Елена Омельченко,
директор Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ

?

Log in

No account? Create an account