?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Свобода от манипуляций
eurekanext
Морозова2_ЖЖ

Первые же попытки реализации ФГОС показали: ни одно требование стандарта не будет достигнуто без изменений принципов взаимодействия «учитель-ученик».
Если присмотреться к ситуации в нынешней российской школе, то обнаружится странная картина: главным элементом всего образовательного процесса, средоточием интересов всех субъектов образования является отметка, которую ставит учитель.


Казалось бы, информация о том, на каком уровне ребенок овладел средствами и освоил материал программы, нужна прежде всего ему самому (чтобы соизмерять свои силы и притязания); возможно, она нужна родителям, пока ребенок мал и не в состоянии самоопределиться (либо когда родители не доверяют ребенку решений о дальнейшем образовательном пути).
Но на деле едва ли не более всех в хороших отметках ученика оказывается заинтересован педагог. Ведь по отметкам учеников оценивают успешность выполнения учителем его функции в школе – приведение всех учащихся к одному знаменателю, которым в пределе является успешная сдача ЕГЭ. Педагог, таким образом, и морально, и материально заинтересован в том, чтобы учащиеся соответствовали нормативным требованиям школы.
Обучение, направленное на репродукцию, и оценка, сконцентрированная в руках учителя, ведут к ужасным искажениям образовательного процесса.
Цель учителя меняется до неузнаваемости: вместо «Как мне сделать свой материал интересным для детей» появляется «Как мне добиться от них лучших результатов».
Итогом этой ситуации является то, что школа давно стала пространством скрытого и открытого насилия. Начиная от всем знакомых «Дневник на стол» (страх наказания) и «Ты меня расстроил» (страх отвержения) или манипуляций с отметкой, которая ставится в журнал по предмету на основании, например, «плохого» поведения (бесправие ученика, атмосфера произвола), или обесценивание достижений учащегося в целях самоутверждения за его счет и заканчивая более оригинальными сюжетами. Начиная от шутливого называния всех учеников класса «ежиками» с пояснением: «Ежи – это животные, наличие интеллекта у которых ставится учеными под большое сомнение», продолжая угрозой поставить ученику «клизму с толченым стеклом», если он не прекратит «срывать урок», и заканчивая официальным разрешением учителя группе школьников регулярно бить одного из учащихся класса, с которым он сам не справлялся: «Бейте его, он бесноватый» (все случаи были обнаружены во время работы в одной из московских школ).
Самостоятельность, инициативность и ответственность как образовательный результат учащегося требуют иных личностных и профессиональных компетентностей учителя: умения вести равноправный диалог с учеником, умения работать с новыми идеями (которые выдвинул ученик и которых нет в конспекте урока) и всерьез экзаменовать эти идеи, способность выдерживать групповую динамику и работать с ней, умение организовывать работу мини-групп и т.д.
Ключевое изменение, которое должно произойти, – отказ от давления на страх, отказ от привычных методов управления учащимися.

Если говорить о последствиях воспитания в среде насилия, то они весьма плачевны:
1. Ребенок перестает мыслить. Мышление возникает при решении задач (как предметных задач, так и жизненных ситуаций), когда человек обращает внимание на свое переживание, сомнение, начинает анализировать его и рассуждать, постепенно переводя в план осмысления и слов. Насилие пресекает этот процесс на корню. Обесценивание мыслей ребенка («Ну ты тупой») вызывает разочарование в собственном мышлении, страх им пользоваться и тем более показывать продукт – свои идеи. Обесценивание мыслей ребенка в сравнении с мыслями взрослых («Мне не нужно твое понимание, мне нужно определение как в учебнике», «Умный какой нашелся!» и т.п.) формирует нечувствительность к собственным переживаниям, невозможность ориентироваться и доверять своим сомнениям, возникающим вопросам.
Л.С. Выготский практически во всех своих работах говорит о колоссальном, в некотором смысле роковом, значении позиции взрослого, который находится рядом с ребенком и активно сопровождает становление его психики. У ребенка развиваются те способности и формируются те черты личности, которые находят пространство для своей реализации. Другими словами, если мнение ребенка не интересно окружающим его взрослым, решения ребенка не имеют веса, а его желания и интересы не принимаются в расчет при принятии решений, то и механизмы формирования мнения, выработки собственного отношения, принятия решений не актуализируются. Эти способности не развиваются.
2. Прекращается моральное развитие. Моральное развитие тесно связано с возникновением чувства справедливости у детей и подростков. Выдающийся психолог Ж. Пиаже, исследовавший эти вопросы, пришел к выводу, что главным условием формирования чувства справедливости у ребенка является «опыт отношений равенства и обоюдности» со взрослым. Однако, как отмечает исследователь, между взрослым и ребенком зачастую вместо равенства и обоюдности возникает ситуация неравноправия, когда взрослый добивается своих целей, используя свой авторитет. «Авторитет взрослых ослабляет и приглушает то, что составляет саму сущность справедливости», – пишет Ж. Пиаже. Его исследования доказывают, что у многих подростков так и не возникает подлинных моральных суждений, и, вырастая, они превращаются во взрослых, которые «не умеют поставить самостоятельность сознания выше социальных предрассудков и писаного закона».
3. Все виды культурной жизни человека (творчество, предметная или социальная деятельность, личностные отношения с другими людьми) на определенном этапе развития требуют выработки собственной позиции и решения определенных задач. Основой того и другого является контакт человека со своими переживаниями и мысль. Насилие бьет именно сюда, по самым базовым структурам.
Манипуляции и насилие, конечно, прерогатива не только школы и армии, такие методы «воспитания» практикуются и во многих семьях. Поэтому так важно, чтобы у ребенка были другие пространства – свободные от насилия, другой опыт отношений со взрослыми – свободный от манипуляций.
По какому пути пойдет развитие ребенка: по пути становления продуктивного мышления, позволяющего постигать природу вещей, выстраивать здоровые взаимоотношения с другими, или по пути использования чужих формальных представлений о мире и борьбы с другими людьми за получение кратковременной выгоды?
Татьяна Морозова

  • 1
Диагностика безусловная!
Спорить бессмысленно!
Но вопрос-то в ином - и что делать?

Все вышеперчисленные беды ведь сотворены людьми - но они за эти беды никакой отвественности не несут.

прекратить насилие! но как?

В этом-то и вопрос - как?

Начать с самого важного!


Чтобы выдержать все проверки в школе, надо соответствовать роботно - стереотипному поведению по описанию. Никто не проверяет такие важные моменты, как доверие к учителю на уроке, микроклимат урока и взаимоподдержка, дифференциация в видах контроля и т.д. Написать, сдать , соответствовать. Справка!!!Все пишут бумаги! И говорят о бумагах. Судят по ним! ВСЁ! Дети- они лишние. Какой ресурс задействован - за неделю проверить все бумаги школы.

  • 1