?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Эволюция прав детей
eurekanext
Сергеи_Юрьев_ЖЖ

История защиты прав детей достаточно коротка. Если о правах человека рассуждали еще мыслители XVII столетия, а вопрос о правах женщин был поднят в XVIII веке, то права собственно детей – достижение XX века. Правда, первые акты о защите детей появились в XXI веке.

Стоит напомнить, что тогда в таких странах, как Великобритания, США, Франция и ряде других было не только разрешено, но и распространено использование детского труда. На фабриках могли работать дети шести-семи лет. Труд их был низкоквалифицированным и крайне низко оплачиваемым. Кстати, в России с трудовым законодательством в этой области дела обстояли лучше, чем во многих странах. В 1882 году было запрещено использование в промышленности труда детей, не достигших 12 лет. Для детей 12–15 лет рабочий день был ограничен восемью часами. Работать в выходные и праздники дети тоже были не должны.
Представления об обязательной заботе о сиротах и детях, оставшихся без надзора родителей, длительное время не существовало. Этим занимались христианская церковь, отдельные благотворители, но попыток охватить всех оставшихся без попечения детей не предпринималось. В такой ситуации первые движения по защите детей преследовали цель ограничить эксплуатацию детского труда, боролись за возможность посещать школу для детей из бедных слоев, за организацию на массовом уровне присмотра и ухода за сиротами.
Тем не менее, конец XVIII – XIX век – важное время для культуры детства. Благодаря трудам Жан-Жака Руссо по воспитанию появилось представление о том, что ребенок – это не «маленький взрослый», ограниченный в физических возможностях, но человек с особыми потребностями. Постепенно такое представление о детстве стало общепринятым.
В первой половине XX века постепенно была сокращена экономическая эксплуатация детей. В законодательстве большинства промышленно развитых стран появились нормы, ограничивающие детский труд. Общепринятым стало представление о том, что государство и общество должны взять на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей. Для России важной вехой с этой точки зрения стала революция 1917 года.
XX век не случайно называют «веком детства». Одна за другой были признаны равноправными разные категории взрослых. Иноверцы; бедные; женщины; «цветные». Все они получили законодательно закрепленные права. Появились институты, призванные заниматься защитой этих прав. Настала очередь детей.
В 1924 году Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка – первый документ, направленный на защиту именно детей. В Декларации прав человека Организации объединенных наций 1948 года некоторое внимание было уделено и вопросам защиты детей. Был провозглашен принцип, что ребенок в силу его «умственной и физической незрелости» нуждается в защите и заботе.
В 1959 году была принята Декларация прав ребенка Организации Объединенных Наций. В ней был провозглашен общий принцип «человечество обязано давать ребенку все лучшее, что имеет». Декларация ограничила экономическую эксплуатацию детей, провозгласила их право на образование, на получение всего необходимого для развития, наконец на заботу и внимание. Стоит отметить, что «ребенком» в международном праве считается любое лицо, не достигшее 18 лет.
В 1989 году была составлена Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций. Она логическим образом дополнила и расширила Декларацию тридцатилетней давности. Теперь ребенок рассматривался не только как объект права, но и как его субъект, на который распространяются все права человека. Конвенция требует, в частности, чтобы ребенку было предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем касающимся его вопросам. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны предоставить детям политические права: возможность выражать свои взгляды и мнения, возможность участвовать в мирных собраниях и т.д. Россия ратифицировала Конвенцию в 1990 году.
Отдельное изменение в положении детей – развитие ювенальной юстиции. Первоначально возникновение ювенальной юстиции было связано с борьбой с детской преступностью. Следствием представления о том, что детство – это особый мир, было и развитие систематических представлений о невозможности применения к детям тех же законодательных норм, что и ко взрослым. Постепенно в правовых системах большинства стран нашла отражение идея о том, что несовершеннолетние лица не могут нести полной уголовной ответственности наравне со взрослыми. В частности, в России в начале XX века появились так называемые детские суды.
В настоящее время ювенальная юстиция связана не только с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними. Сейчас в ряде развитых стран существует ювенальная система, задача которой – надзор за соблюдением прав ребенка в семьях. В случае несоблюдения прав ребенка родители могут быть ограничены в родительских правах или лишиться их.
В России сейчас защитой прав детей занимаются Уполномоченный при президенте России по правам ребенка и Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Их задачи связаны с самым широким контролем всего, что касается детей. Это и преступления, совершаемые против детей, и различные права детей, и обеспечение детям лучших условий для развития.
Принципиальное отличие современной ситуации с детьми и детством от того, что было еще 100 лет назад, заключается в том, что семья перестала быть единственной защитой ребенка. С чем связано такое изменение? Представляется, что за прошедшие 100 лет изменился взгляд на человека в целом. Защита его прав возложена не на конкретных людей или личные связи, но на безличные институты. Представляется, что отношение к детям и положение детей постепенно развивается в том же направлении.
Сергей Юрьев