Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
50 обязательных мультфильмов
eurekanext
Шиян1_ЖЖ

Представители «Российской партии пенсионеров за справедливость» предложили министру образования Дмитрию Ливанову проект списка «50 анимационных фильмов». Свою инициативу члены партии объяснили просто: ранее опубликованный на сайте Минкультуры РФ проект списка "100 фильмов", который может быть рекомендован для просмотра на факультативных занятиях в школах для школьников старших классов. А начальные классы остались обделенными. Наши эксперты внимательно изучили предложенный список.

МОН-пр-692 от 12.02.2013

Школьный список – это могила

«Когда-то я в компании поэтов рассказал о чудовищном наборе произведений ХХ в., которые рекомендуются в школе. Т. Кибиров, услышав, что я протестую против включения в список «Разгрома» Фадеева, очень удивился: “Ты что? Это же самое надежное дело. Значит, его никто и никогда не прочтет”. Я согласился. Школьный список – это могила».
Евгений Сабуров. «Школа и свобода»

Замечательные мультфильмы попали в список, но порадоваться появлению такого списка никак не могу. Главное ведь – не то, что изучается в школе, а как это делается. Учатся ли дети при этом не просто воспроизводить прочитанное (или увиденное), но и понимать автора, вырабатывать и формулировать свою позицию, отстаивать эту позицию в споре с одноклассниками, учителем и даже самим автором и пр. Учатся ли, наконец, отличать то, что стоит читать и смотреть, от низкопробного? Увы, это скорее исключение, чем правило, и диалог Евгения Сабурова и Тимура Кибирова, состоявшийся почти 10 лет назад, не потерял актуальности.
Не будем задаваться вопросом, почему в этом списке нет «Лисы и зайца» того же Норштейна или гениальной петровской «Коровы». Ничего личного, ведь список по определению, не резиновый, в него и не может войти все, да и посмотреть все невозможно. Ключевой вопрос – кто решает, что смотреть и понимать: педагог, который работает с конкретными детьми и имеет собственные ориентиры и предпочтения, или безликий некто. Но может ли сделать детей свободными тот, кто сам этой свободы лишен, кто живет в атмосфере постоянных регулировок и указаний? А ведь только факт появления такого списка – уже очередной знак того, что от учителя ожидается не свободное действие, а послушное. Перечень рекомендаций – это внятное высказывание в лицо педагогам: «Вы не сможете ни сами решить, что смотреть с детьми, ни научить детей самостоятельному выбору». Не забудем, что мультфильмы рекомендуется смотреть на факультативных занятиях - то есть на занятиях не обязательных, построенных на выборе учителя и детей (facultas — «возможность»), что делает ситуацию вовсе абсурдной.
Отдельно умиляет своей наивностью (мягко говоря) готовность авторов списка расклассифицировать произведения на те, что учат скромности или трудолюбию. Если действовать в стилистике документа, то сам список может поместиться под рубрикой «О любви к циркулярам».
Ольга Шиян


Больше списков – хороших и разных!
Крашенинников_ЖЖ

Мой любимый мультфильм – «Золотая антилопа» Льва Атаманова. Я до сих пор пробую повторить интонации героев, одновременно подражая их движениям рук и положениям тела. Чуть замедленный рисунок, четкость действия, напряженность и юмор… Это прекрасно.
Я знаю, что я не специалист в мультипликации и нужно многому еще здесь учиться – в понимании ее языка и условностей. И поэтому радостно, когда специалист с непререкаемым авторитетом в анимационной сфере вдруг говорит, что он решил стать аниматором, когда посмотрел мультфильм Льва Атаманова, правда, другой, но тоже прекрасный – «Снежную королеву». Это говорил Хаяо Миядзаки. Тем более приятно, что самое сильное потрясение в детстве от мультфильма я испытал, когда мы с братом сидели, поджав ноги под себя (на всякий случай), в зале магаданского кинотеатра «Октябрь» и смотрели «Корабль-призрак» – мультфильм, в котором, говорят, Миядзаки начинал как аниматор. А еще мне нравились «В стране невыученных уроков».
Хорошо ли, когда группа людей или партия предлагают, чтобы детям в школе показывали хорошие мультфильмы? Прекрасно.
Хорошо ли, если они предлагают конкретный список? Ну для начала: они имеют на это право. Во-вторых, любая партия должна думать о воспитании и просвещении. Ну и, в-третьих, если список хороший, то это же еще лучше.
Ну понятно, что авторы включили в него только отечественные мультфильмы. Но ведь хорошие. Ведь не включили туда гнусный старый рисованный мультфильм про Незнайку, где показана массовая драка между коротышками и где один из них выдирает из забора доску с торчащим из нее гвоздем и наносит ею удар по голове другого коротышки. Это мультфильм 1961 года. Или какие-нибудь бездарно сделанные (даже на уровне мультипликации того времени) кукольные сериалы, испортившие великолепные детские сказки Волкова.
Ну да, включен замечательно, эффектно и мужественно сделанный кровавый сериал про Маугли (потом сцепленный создателями в полнометражную версию); может, для привыкания к суровости мира детям нужно посмотреть именно его, а не снятую в том же 1967 году добрую и веселую диснеевскую «Книгу джунглей».
Ну, конечно, нельзя объяснить, как в список для начальной школы не попала ни одна лента сестер Брумберг, а Снежко–Блоцкая отметились только одним самостоятельным фильмом и еще одним, снятым совместно с Ивановым-Вано.
Разумеется, странно видеть в списке «Новый Гулливер» – шедевр кукольной мультипликации, но все-таки его игровая (нерисованная) часть уж слишком нарочита по сюжету и исполнению. Да и требуется особое образовательное усилие, чтобы дети, уже видевшие пластилиновых Уоллеса и Громмита Ника Парка и кукольных Виктора и Викторию Тима Бёртона, вдохновились творением Птушко. Я, понимая уже удивительность «Нового Гулливера» для своего времени, смотрел его в 90-х с некоторым напряжением внимания – потому что в 1982 году видел на большом экране кукольный «Гран-при» норвежского режиссера Иво Каприно. А ведь ребенка мультфильм увлекает непосредственным впечатлением, а не тем, что в 1935 году это был прорыв в кинематографе. Это мы можем наслаждаться фильмом или книгой в контексте эпохи…
Ну ясно же, что «Чебурашку» и «Винни-Пуха» дети все равно посмотрят без всякого списка. А если не посмотрят в детсадовском возрасте с родителями, то никакие списки уже не помогут – потому что если семья проходит мимо, то ситуация печальна.
И к тому же ведь этот список не означает, что другие мультфильмы не рекомендовано смотреть. Что нет замечательной британской, французской и немецкой анимации (а также чешской, испанской, польской, финской, канадской…) – так все же никогда не охватишь никакими списками (про красивейшую, тонкую японскую и умную, продирающую до слез американскую дети опять-таки и без всякой школы узнают).
А то, что под номером двадцать пять консультант списка великий наш мультипликатор Эдуард Назаров (чей «Жил-был пес» всегда входит в сотню лучших в мире по любым профессиональным опросам аниматоров) сумел протащить сразу пятьдесят девять лент студии «Пилот», объединяемые словами «Гора самоцветов», является уже достаточным для оправдания списка (даже если бы в нем не было ничего другого), потому что «Гора самоцветов» – это просто кладезь анимационного творчества, это школа мультипликации: шесть десятков мультфильмов, снятых в разных техниках, с искрящимся юмором, игрой со зрителем, великолепно подобранной музыкой (всегда непохожей и разной); и эти мультфильмы взрослый будет смотреть так же не отрываясь, как и ребенок любого возраста. И то, что там есть шутки на грани фола (но которые ребенок не заметит, а взрослого это позабавит), тоже красит авторов списка (если они пересмотрели все пятьдесят девять тринадцатиминутных серий, а не думают, что это один мультфильм Александра Татарского).
Так что пусть будет список. Потому что сам по себе этот список всего лишь показывает вкусовые пристрастия определенной группы людей. И в его преамбуле нет никакой идеологической прокладки.
Вот если бы авторы написали, что надо смотреть именно «старые, добрые советские мультфильмы» и дать бой засилью безнравственных американских – вот тогда бы можно было спорить.
Тогда можно было бы спрашивать, а все ли старые советские мультфильмы – добрые?
Тогда можно было бы уточнять, а все ли советские мультфильмы – хорошие (обычно, когда два человека говорят, что советские мультфильмы – лучшие в мире, потом оказывается, что один ведет речь о «Маше и зубной щетке», а другой о «Сказке сказок», которую первый терпеть не может, ну а с мультипликацией других стран они знакомы только по «Бивису и Батхеду»).
Тогда можно было бы поинтересоваться, чем же безнравственны «Белоснежка и семь гномов» (перевернувшая отечественную мультипликацию, после которой Иванов-Вано начал «диснеизацию» в нашей стране, отражением которой является вся советская мультипликационная классика 50-х), «Бемби», «Дамбо», «Король Лев», «Красавица и чудовище», «Пиноккио», «Сто один далматинец», «Болто»…
Тогда можно было бы спросить, а смотрели ли авторы списка немецкие, британские, югославские «Der Sneeman», «The Owl Who Married a Goose», «The Snowman», «Tout-Rien», «Balance», «Father and Daughter», «Fuyu No Hi», «Fische und Schiffe»…
Но ведь пока только предлагается список хороших мультфильмов (я из него не знаю всего шесть), который неплохо бы показать детям. Ну и пусть показывают!
Ну а к нему другая партия (лучше, чтобы это была партия мультипликаторов) пусть добавит список из 100 прекрасных зарубежных мультфильмов (с лучшими сериями «Рекса» и «Крота», с полнометражными лентами «Диснея» и «Пиксар», с французскими «Букашками» и британской классикой, с Миядзаки старшим и младшим, с «Тремя разбойниками» и «Книгой Келлс», с победителями профессиональных конкурсов – в том числе и лауреатов международного анимационного фестиваля «КРОК», который уже 20 лет проходит в нашей стране).
Короче, пусть будет список. И пусть будет больше списков – хороших и разных!
Евгений Крашенинников


Дети сами должны делать выбор
Гурина_ЖЖ

Каждый ребенок живет в открытом информационном пространстве, в социуме, его невозможно изолировать от окружающего мира, поэтому задача общественных институтов, в том числе школы, – формировать мировоззрение, позволяющее детям делать свой выбор, видеть красоту окружающего мира с разных сторон. Если мы будем предлагать мультфильмы о дружбе и благородстве, о любви и верности, послушании, прилежности, трудолюбии, смелости, скромности и справедливости, предложенные политической партией «Российская партия пенсионеров за справедливость», то ребята будут лишены возможности понять, что такое толерантность, учиться делать осознанный выбор, анализировать, знакомиться с культурой других стран и т.д.
Выбранные категории очень важны, но недостаточны для всестороннего развития младшего школьника.
Хотелось бы, чтобы в этот список были внесены произведения современников, зарубежных авторов, разных художественных стилей, а задача школы – помочь ребенку научиться делать осознанный выбор в поступках, отношениях и т.д.
Сейчас очевидно, что прошли времена говорить одно, думать другое, делать третье.
Ольга Гурина,
директор школы № 124, г. Красноярск


Не стоит навязывать
мелик-пашаев1_ЖЖ

Фильмы хорошие – те, которые знаю, и остальные, вероятно, судя по авторам.
Я бы добавил одного из лучших режиссеров – Л. Носырева, «Антошка» и (или) «Золотое кольцо» и чудный цикл «Колыбельные мира» Лизы Скворцовой – вот что без дураков может толерантность нашу знаменитую воспитывать.
В обязательности круглых цифр есть что-то рекламное и митинговое, ну будет не 50, а 47 или 52, список и есть список. Наверное, не стоит навязывать: это то-то воспитывает, это – то-то, в жизни и в искусстве все тоньше, важно, что фильмы воздействуют художественным образом, а не мельтешней и пугалками, возрасту соответствуют, добрые и здоровые. Дети этим, мягко говоря, не избалованы.
Я думаю, неверно, что мультипликацию или анимацию связывают только с детским восприятием. В «старший» список ее тоже надо вносить, например, «Сказку сказок» Норштейна, фильмы Петрова – это явления мировой художественной культуры, если угодно – предмет гордости нашего кино, и это для любого возраста.
Александр Мелик-Пашаев,
главный редактор журнала
"Искусство в школе"

  • 1
очень мне созвучно высказывание Ольги Шиян!
Ну а Евгений Крашенинников - скромник! Ну ничего себе, "не специалист"!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account