?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Видение в деталях
eurekanext
Запалацкая_ЖЖ

До конца февраля все регионы должны разработать дорожные карты (или план мероприятий), обеспечивающие изменения в отраслях социальной сферы и направленные на повышение эффективности образования и науки. Разработка таких дорожных карт является необходимым условием для получения финансирования. О том, что такое «дорожная карта», iBO рассказала Вероника Запалацкая, первый заместитель министра образования Московской области.



– Что такое «дорожная карта»?

– Дорожная карта есть некий план реализации того или иного намерения. Дорожная карта, создаваемая в соответствии с уточнением сроков финансирования объемов, параметров выполнения указов президента, которые дают определенные показатели, задают четкую временную рамку исполнения каждого поручения в рамках указа, должна быть выстроена очень тщательно и полностью обеспечивать достижения показателей в рамках указа и выполнения самого указа и поручений президента.

– Есть ли какие-то трудности в проектировании дорожной карты?
– Я бы не стала говорить о трудностях и проблемах в проектировании. Я бы сказала о том, что степень ее разработки, тщательности и планирования определяется подготовительным этапом. У нас в Московской области было очень много сделано на подготовительном этапе. Все те задачи, которые определены указом президента в сфере образования и социальной сфере, отражены в долгосрочной целевой программе развития образования Московской области на 2013–2015 годы. Она практически имеет формат госпрограммы, и поэтому все направления, цели и задачи, которые есть в дошкольном образовании, в системе общего образования, в системе повышения заработной платы, все практически сведены на долгосрочные целевые программы. Они обеспечены финансово, они обеспечены мероприятиями, они достаточно четко и жестко структурированы, увязаны по времени, по показателям, по срокам. Поэтому на сегодняшний день разработку дорожной карты мы не рассматриваем как проблемную ситуацию, для нас это просто дальнейшее уточнение пошагового плана действия, более детального, нежели сама программа.

– В последнее время очень часто говорят о качестве образования, звучит слово «эффективность». В чем, по-вашему, заключается эффективность образовательного учреждения?
– Эффективность образовательного учреждения можно трактовать как очень широкое понятие, потому что образовательное учреждение ведет очень большую деятельность, но в первую очередь, конечно, образовательную. На сегодняшний день образование понимаем в ключе социализации выпускника. Мне кажется, эффективное образовательное учреждение – это такое учреждение, которое дает наилучшие результаты с точки зрения социализации своих выпускников. Другими словами, оно таким образом реализует свою образовательную программу, чтобы выпускник школы максимально успешно адаптировался, выходя в социум, и нашел свое место в жизни. И при этом выпускник в любом случае должен быть нравственно сформирован, потому что одни учебные, знаниевые результаты, конечно, не могут обеспечить всей полноты тех требований, которые мы имеем сегодня в сфере образования, чтобы ответить на все вызовы современного мира.

– Тогда что такое эффективный контракт?
– Эффективный контракт – это некие договорные отношения про то, каким образом оплачивается труд работника в связи с эффективностью его действия. В Московской области мы сегодня отрабатываем эффективные контракты с руководителями образовательных учреждений. То есть мы говорим о том, что нам необходимо выстроить и сформировать такой контракт, в основу базы которого лягут основные достижения образовательного учреждения и эффективности работы руководителя. Это как раз тесно связано с тем, о чем я говорила – с воспитанием выпускников и с тем, какие результаты имеет школа. Но это касается эффективного контракта с руководителем образовательного учреждения. А есть еще такой широкий пласт, как эффективный контракт с учителем. Его параметры прописаны в существующей новой системе оплаты труда. Московская область перешла на новую систему оплаты труда с 2007 года. И в понимание новой системы оплаты труда входят достаточно структурированная часть заработной платы, которая делится на базовую, компенсационную и стимулирующую. То, что касается эффективности, безусловно, лежит в большей части в стимулирующей оплате труда. И тут нужно говорить о разных параметрах оценивания этой эффективности, то есть тот самый эффективный контракт уже работает. Вопрос в том, что он может принять некий иной формат, связанный с возможным изменением подходов формирования заработной платы, увеличением внимания к окладной части.

– Что меняется в деятельности учителя?
– Образовательная деятельность, которую ведет учитель, он выстраивает в соответствии с теми требованиями введения новых стандартов, которые происходят, и в связи с этим его деятельность строится несколько иначе, чем было раньше. Он так или иначе занимается вопросами развития индивидуальных способностей учеников, а это означает, что оценка качества знаний, которые он формирует, может быть разной у учителей. Безусловно, это развитие инициативности у детей, их способности к инновационной деятельности, это работа с одаренными детьми, это формирование каких-то новых проектов, исследовательских программ для своих учеников, вовлечение в новую форму деятельности, выстраивание учебной деятельности в несколько ином формате. Важно, чтобы в эффективном контракте были предусмотрены все эти параметры. У нас на сегодняшний день параметры, по которым выплачивается стимулирующая часть заработной платы, определяются не просто на основе каких-то разных подходов: в обсуждении этих критериев, этих параметров принимает большое участие родительская общественность. И не только родительская, потому что в Московской области выстроена система взаимодействия родителей и учителей, и других участников образовательного процесса, внешних партнеров, различных организаций. Это называется «управляющий совет школы». И управляющий совет в первую очередь принимает, одобряет или вносит какие-то коррективы, или отвергает предложенную систему оценивания стимулирующей части. Важно только, чтобы эта работа не была формальной.

– Наверное, нужно сказать про максимальную заработную плату, которую получает учитель в Московской области?
– У нас на 4-й квартал 2012 года зарплата составила 35 тыс. 72 руб. Она больше средней заработной платы, и мы планируем, что к концу 2013 года зарплата учителя составит более 38 тыс. рублей, что тоже больше прогнозируемой средней заработной платы. Основной прирост этой заработной платы будет за счет базовой части и компенсационной, которая определяет все основные виды работы учителя.

– Какова доля стимулирующей части?
– У нас на сегодня распределяется таким образом: базовая часть – 80%, 10–15% – это компенсационные выплаты и от 5 до 10% – это выплаты стимулирующего характера. Поэтому у нас вырастает заработная плата за счет стимулирования именно прироста в ее базовой части, в окладной части, что крайне важно как фактор социального выравнивания для учителей.

– В последнее время учителя все чаще говорят о том, что дети не хотят учиться, мотивация отсутствует. Как вы считаете, учитель отвечает за формирование мотивации у ученика?
– Сказать, что формирование мотивации входит в должностные обязанности, мы, конечно, можем, потому что учителя обязаны обеспечивать качественный результат процесса обучения, а без мотивации это невозможно. А с другой стороны, уровень мотивации зависит от уровня мотивированности самого учителя. От того, каким образом сам учитель смотрит на этот мир, как он относится к своему ученику, как он вообще понимает смысл своей миссии, своей задачи, каким образом он сам социализируется в нынешнем социуме, в чем он видит свое призвание, в конце концов. Это вопрос очень тонкий, и поэтому я бы здесь перенесла акцент на мотивацию самого учителя. Учитель мотивирован, если он своим призванием считает сформировать ребенка, который через одиннадцать лет выйдет в новый мир, измененный по отношению к сегодняшнему миру. У нас так быстро происходят все изменения, в том числе и изменения технологической среды, социальной среды. А задача учителя – формировать те компетенции, те новые навыки, те новые возможности к адаптации, которых на сегодняшний день не существует. Это очень сложная прогнозная задача – во-первых, понять, что нужно, а во-вторых, еще и принять участие в этом формировании. С этой точки зрения учитель работает по контракту, в том числе эффективному, а с другой стороны, он выполняет некую нравственную миссию. Поэтому здесь важна мотивация учителя в первую очередь.
Как замотивировать учителя – это не предмет повышения квалификации, безусловно. Мотивация ученика к деятельности – это один из вопросов, которым должен владеть учитель. Но даже зная все способы мотивации, учитель в тот же момент должен служить неким источником энергии к мотивированию ребенка к познавательному процессу.

– То есть если у учителя не горят глаза, загорятся ли они у ученика?
– Здесь необходимо, чтобы сам учитель разделял ценности образования, глубоко понимая, какова миссия образования в современном мире. Это важная компонента, но, к сожалению, на бытийном фоне она часто уходит в сторону. У меня было много учителей, которые, может быть, не до конца могут проговорить осознание этой компоненты и не придают такого большого значения в вербальном изложении своей позиции, но они имеют очень мотивированных учеников, очень творческих, очень талантливых. Поэтому я считаю, что это вопрос внутреннего самосовершенствования, внутренней работы.
Роман Стрельцов,
Олеся Салунова