Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Если холдинг возникает – значит, это кому-нибудь нужно
eurekanext
Воронцов1_ЖЖ

Реорганизация образовательных учреждений в России идет уже более пяти лет, а точнее с 2007 года, когда в 31 регионе РФ был запущен комплексный проект модернизации российского общего образования. Однако стали активно этот процесс обсуждать только тогда, когда до реорганизации образовательных учреждений добралась и Москва. Именно в Москве процесс объединения образовательных учреждений оказался громким и болезненным. Почему это произошло? Потому что сработали опять по принципу «хотели как лучше, а получается как всегда...».

Лично я всегда поддерживал и до сих поддерживаю идею «укрупнения» образовательных организаций. Слово «объединение» мне меньше нравится. Еще в начале 90-х годов мы у себя в микрорайоне Крылатское на западе Москвы потратили целое лето со своим коллегой на разработку проекта «Образовательный комплекс Крылатское», в который мы собирались включить несколько школ и детских садов. До этого проекта в середине 80-х годов у нас были планы объединения двух школ и двух детских садов еще на стадии их строительства, т. к. все эти здания находились в двух метрах друг от друга. Но в то время ни Московский комитет образования, ни Кунцевское управление образования нашу идею не поддержали. Но мы начинали с другого! Мы вначале писали программу развития этих комплексов, производили расчеты и педагогические, и экономические, обосновывали целесообразность и эффективность такого укрупнения...
Наконец наши идея двадцатилетней давности стала реализовываться в Москве. На этапе разработки и обсуждения новой программы столичного образования мы вновь вернулись к этой идее, называя уже такой процесс укрупнения образованием холдингов. Но при обсуждении проекта программы столичного образования мы обсуждали другие принципы «укрупнений» образовательных учреждений. Уж слишком топорно пошел этот процесс «объединения школ» в Москве, поэтому и вызывает до сих пор негативную реакцию у общественности. Мы, как всегда, из любой хорошей идеи делаем очередную кампанию. Такое ощущение, что окружные Управления образования соревнуются, кто больше учреждений объединит. Процесс создания именно образовательных холдингов в Москве должен быть более плавным, постепенным и продуманным и иметь определенную «дорожную карту» превращения ряда образовательных учреждений в образовательные холдинги. Также мне не понравился контекст, в котором эта «кампания» началась. Не нужно было с самого начала увязывать «объединение» школ с набором детей в первые классы, когда появилась информация, что более 40 школ Москвы не смогли набрать даже одного первого класса. Не эта причина должна была стать основным мотивом реорганизации образовательных учреждений. А получилось именно так. Средства массовой информации об этом позаботились...

Итак, что я понимаю под образовательным холдингом, в чем его целесообразность и эффективность?

Под образовательным холдингом можно понимать совокупность образовательных организаций, имеющих общие образовательные взгляды, принципы, сходные подходы (образовательные системы) к организации образовательного процесса и реализующие общую образовательную программу и программу развития.
Решение о создании холдинга требует комплексного подхода и продуманного обоснования.

Создание образовательного холдинга целесообразно для решения следующих проблем:
Диверсификация деятельности организаций. Происходит перегруппировка внутренних ресурсов (педагогических, административных, финансово-экономических и т.п.) и выделяются наиболее перспективные направления в отдельных образовательных организациях холдинга. Данное решение повышает конкурентоспособность и эффективность всего холдинга. Холдинг может более полно удовлетворить образовательные запросы населения, расширить возможности основных образовательных программ, в том числе и в старшей школе.
Образовательные холдинги могут быть образованы по двум принципам: территориальному (именно так в основном и стали объединяться образовательные учреждения) и содержательному (например, образовательные учреждения Москвы, реализующие образовательную систему Эльконина-Давыдова, находящиеся в разных округах столицы).
Свои плюсы и минусы имеют оба типа холдинга. Образовательный холдинг, созданный по территориальному признаку, имеет главный плюс в том, что рядом находящиеся образовательные организации легко могут сделать внутреннюю «перегруппировку», расширить возможности образовательных программ и тем самым удовлетворить запросы населения данного микрорайона. Главный минус такого принципа в том, что в холдинг могут попасть образовательные организации разных видов и типов, имеющие противоположные взгляды на стратегию и тактику организации образовательного процесса. Например, объединению подлежат: школа надомного обучения, гимназия, обычная общеобразовательная школа, детский сад детей с задержкой речевого развития и обычный детский сад. Как видим, в таком холдинге разные образовательные организации со своими специфическими образовательными программами. Что общего может быть у таких организаций? Именно при таком объединении и возникают в Москве отрицательные отзывы об «объединении» школ.

Процесс создания холдинга должен иметь свои этапы, быть плавным и постепенным и, самое главное, не должен носить массового характера. В холдингах должна быть потребность!

Образовательный холдинг, созданный по содержательному признаку, имеет главный плюс в том, что, находясь в разных округах Москвы, в образовательных организациях холдинга может реализовываться единая образовательная программа, и родителям не нужно возить детей на другой конец города, так как есть большое количество родителей, которые вместе с детьми выбирают школы, ориентируясь на их образовательные программы и высокие результаты. Да, у нас есть в Москве «сильные» школы, вот и надо сделать так, чтобы эти «сильные» школы и стали образовательными холдингами, где эта школа будет «материнской» организацией, а у нее будут «школы-дочки» в каждом округе. Например, было бы здорово, если бы такой образовательный холдинг создали Е. Рачевский, Е. Ямбург и другие «сильные» директора Москвы. Ни для кого не является секретом, что многое в школе зависит от директора, поэтому и надо, чтобы такие люди стали директорами таких холдингов. Уверен, что при такой ситуации «хороших, сильных» образовательных организаций станет больше за счет того, что ими будут управлять такие профессионалы, как Рачевский, Ямбург и еще целый пул «сильных» директоров Москвы. Другим примером такого типа холдинга мог бы стать образовательный холдинг образовательной системы Эльконина-Давыдова «Развивающее обучение» – один на всю Москву, объединивший в себя все школы РО Москвы. Такому объединению способствует и новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный президентом 30 декабря 2012 года и вступивший в силу с 1 января 2013 года. Сюжет про «сетевые образовательные организации» закона как раз был бы кстати для таких образовательных холдингов. Минус такого типа холдингов в том, что отдельные образовательные организации холдинга разбросаны по территории города.
Оптимизация структуры управления. Это вторая проблема, которую может решить образовательный холдинг. Такая реорганизация позволит, с одной стороны, достичь рационализации управления холдингом путем передачи в отдельные образовательные организации текущего (оперативного) управления, а руководство холдинга займется исключительно стратегическим управлением. С другой стороны, предоставится возможность сократить общий административный штат, что позволит увеличить фонд оплаты труда обычных педагогов. К сожалению, в ряде школ административный персонал большой – при небольшом контингенте детей и педагогов.
Централизация управления в рамках холдинга путем выработки «материнской» организацией глобальной политики и координации совместных действий «школ-дочек» позволит:
  • выработать единую тактику и стратегию в глобальном масштабе;
  • реорганизовать образовательные организации и определить внутреннюю структуру холдинга;
  • осуществлять сетевое взаимодействие между организациями холдинга;
  • оптимизировать штатное расписание педагогов и обслуживающего персонала и тем самым увеличить среднюю заработную плату работников.
Повышение эффективности и качества образования – третья проблема, которую можно решить в рамках образовательного холдинга. На самом деле при внешнем укрупнении образовательных организаций в холдинг есть больше возможностей для вариативности и индивидуализации образования внутри холдинга. В обычной школе экономически невыгодно создание структурных подразделений, т. е. небольших объединений классов и педагогов, для реализации разных (вариативных) образовательных программ. Если в начальной школе могут сосуществовать несколько параллельных образовательных программ (например, 1-й «А» класс занимается по программе Занкова, 1-й «Б» – по программе Эльконина-Давыдова, 1-й «В» – по программе «Школа 2100»), т. к. в каждом классе свой отдельный учитель, то основная школа этого позволить себе не может, и поэтому один учитель математики вынужден работать по разным учебным программам, чтобы иметь полноценную учебную нагрузку. Таким образом, обычная школа не может позволить себе реальной вариативности, не может создать разноуровневые группы для обучения не только иностранным языкам, но и русскому языку, математике. При создании холдинга все это можно реально реализовать. Так же как и реализовать многопрофильную образовательную программу старшей школы. Все это будет способствовать повышению эффективности и в конечном счете качества общего образования, а также решать проблемы преемственности между всеми ступенями образования, начиная с дошкольной ступени. Более рационально использовать как помещения всего холдинга, так и всю материально-техническую базу.
Необходимо отметить, что создание таких образовательных холдингов может быть только при условии добровольности объединения ряда образовательных организаций на основе общей образовательной программы, которая ими же и разработана, обсуждена и принята объединенными педагогическим и родительским коллективами. Процесс создания холдинга должен иметь свои этапы, быть плавным и постепенным и, самое главное, не должен носить массового характера. В холдингах должна быть потребность!
Алексей Воронцов


Цена инноваций
Рудченко1_ЖЖ

Сегодня инновационная деятельность, по крайней мере в нашем городе, убивается принятием таких решений, как, например, слияние маленькой инновационной школы с большой массовой в надежде получить большую инновационную школу. Хорошо бы цель была такова, на самом деле все гораздо банальнее – задача вовремя потратить бюджетные деньги, выделенные на перепрофилирование здания маленькой инновационной школы под другое назначение.

Untitled-1 copy

Школа «Эврика-Развитие» в городе Ростове-на-Дону является участником инновационного движения «первой волны» в нашей стране. Затевалась она 20 лет назад как педагогический проект, основанный на идее индивидуализации образования. Следствием этого проекта стало принципиальное изменение образовательной среды школы, профессиональной позиции учителей типа отношений ученик-учитель, понимания результата образования, механизмов управления, да и смыслов образования в целом. Аналогичные процессы происходили и в других инновационных школах страны больших и маленьких, сельских и городских, с разным укладом школьной жизни, и проекты у всех были разные.

Изображение 020

Механизмы контроля
В целом этот процесс изменил представления о смыслах и результатах образования. Какие принципиальные изменения в управлении системой образования на муниципальном и региональном уровне произошли за это же время? Какими соответствующими новым представлениям о результатах образования механизмами управления ответила система? Валом отчетности по любому поводу и без повода, полицией и камерами видеонаблюдения на пунктах сдачи ЕГЭ, тотальными проверками Рособрнадзора, беспрецедентным интересом к школам прокуратуры и безмерным радением других надзорных органов за безопасность и санитарное состояние школ.

Изображение 037

Инновации и управление
Складывается впечатление, что инновационные школы и управленческие структуры существуют на разных планетах и между ними нет никакой возможности обеспечить связь. В такой ситуации «обеспечение инновационного характера базового образования» вызывает большие сомнения и даже опасения. Ведь этим же всем как-то надо управлять?

Изображение 048

Ценность и цена инноваций
Два года назад довелось побывать в Городской думе на заседании комиссии по образованию, где начальник Управления образования города представлял свой отчет. Цифры по поводу инноваций впечатлили. Оказывается, у нас в городе почти 80% школ занимаются инновациями. Статус областной инновационной площадки не имеет только очень ленивый директор школы. Хорошо бы чиновники понимали, что это профанация, (только как возразишь, кто проверит и как?), так ведь нет же, верят. А сейчас, через два года, видимо, уже «полный охват». Отсюда и ценность инновации «вчера по пять, а сегодня по три». А если учесть тот факт, что государству этот вид работ ничего не стоит, то и того нет. Так что если сколько-нибудь высокопоставленному чиновнику придет в голову идея «укрупнять» и «придавать инновационный характер» по всей стране – вперед и с песней.  
Ольга Рудченко,
школа «Эврика-Развитие», г.  Ростов-на-Дону

?

Log in

No account? Create an account