?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Карать или воспитывать?
eurekanext
бедерханова2_ЖЖ

Знакомство с проектом приказа «Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности» оптимизма мне не добавило. Я поняла, что он создан явно не в ключе гуманизации образования.

Два ключевых слова положены в его основу: «дисциплина» и «ответственность». Второе мне всегда очень нравилось, так как оно связано с понятием «свобода», «самоопределение» и употребляется в несколько в другом контексте. Понятие «ответственность» обычно рассматривается как объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия, или личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты.
Что касается понятия «дисциплина», то в педагогической науке никогда единого взгляда на этот феномен не было. В Энциклопедическом словаре оно трактуется как «определенный порядок (лат. disciplina) поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации». В проекте речь идет об образовательных учреждениях и учащихся с 15 лет, у которых достаточно туманное представление об этих нормах и правилах, у меня тоже, да и предложенный документ на этот счет картины не проясняет.
Известный педагог А.С. Макаренко протестовал против рассмотрения дисциплины как внешнего порядка или внешних мер, считая это самой гибельной ошибкой. Он полагал, что цель дисциплины – это «полное соединение глубокой сознательности с очень строгой нормой поведения». Приведу одну из его цитат, которая порождает у меня ассоциации с предложенным документом. В дореволюционном обществе, писал А.С. Макаренко, «дисциплина была внешним явлением. Это была форма властвования, форма подавления личности, личной воли и личных стремлений, наконец, в известной мере это был метод властвования, метод приведения личности к покорности по отношению к элементам власти. Так рассматривалась дисциплина и всеми нами, кто пережил старый режим, кто был в школе, в гимназии, в реальном училище, и все знают, что и мы, и учителя также смотрели на дисциплину одинаково: дисциплина – это кодекс некоторых обязательных положений, которые необходимы для удобства, для порядка, для какого-то благополучия, чисто внешнего благополучия, скорее типа связи, чем типа нравственного. При этом дисциплина является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных специальных мер». «Думать, что дисциплины можно добиться при помощи каких-то специальных методов, направленных на создание дисциплины, – ошибка. Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса».
Сочетание «Дисциплинарная ответственность» мне не понравилось, и я обратилась к словарям. Выяснила, что это понятие юридическое. Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка. Но мы-то имеем дело не с сотрудником, а с учащимся, который, если верить нашим последним документам, должен владеть социальной компетентностью, которая предполагает и способность к ответственности, и умение быть дисциплинированным человеком. На мой взгляд, документ в его нынешнем виде далек от педагогической реальности и может усилить авторитарные подходы к управлению современной школой.
Вера Бедерханова,
заведующая кафедрой социальной работы,
психологии и педагогики Кубанского государственного университета,
доктор педагогических наук, профессор

Перезревший приказ
Голубецкий_ЖЖ
Документ оставил неоднозначное ощущение.
С одной стороны, мы живем в непростое время, когда агрессия в семьях, СМИ, в компьютерных играх переполняет растущих жителей России и щедро выплескивается на учителей и одноклассников, которые часто оказываются беспомощными перед этой неуправляемой стихией и не имеют инструмента защиты. Кроме того, дисциплинарная ответственность (вплоть до исключения из школы) применяется к учащимся в некоторых странах мира (например, в США). Поэтому необходимость такого приказа давно перезрела.


С другой стороны, текст документа довольно сырой и оставляет довольно много вопросов.
С какого возраста может быть наложено дисциплинарное взыскание? У нас самому младшему ученику 5,5 лет (класс предшкольной подготовки).
А что делать с подростками, которые прогуливают школу? Узаконить их статус исключением?
Есть ли последовательность в наложении взысканий (начинать можно только с замечания, только потом «выговор» и «исключение»)?
У нас в поселке больше нет школы. Исключенным куда деваться (особенно тем, кто не завершил обучение в 9-м классе)?
За совершение на территории школы действия, подпадающего под уголовную или административную ответственность, ученик может понести еще и дисциплинарную ответственность. Это не будет двойным наказанием? Наказывать можно будет до решения суда или после (из документа не ясно)?
А почему нет экономических альтернатив (штрафов)?
Необходимо дать очень четкое определение важнейшим понятиям:
– Что относится к «моральному поступку» (с учетом размытой границы морали в обществе)?
– Что считать «негативным влиянием» (мешал на уроке – нарушение права на образование (?) или закрыл одноклассника в туалете – ограничение свободы (?)).
– А если вина за «неосвоение программы в установленные сроки» лежит на школе или конкретном нерадивом учителе?
– В чем заключается роль органов государственно-общественного управления школой? А то эта «комиссия» больно уж похожа  на тройку времен Сталина.
– Какова процедура обжалования «приговора»?
Без ответа на эти и многие другие вопросы документ может стать еще одним источником конфликтов между школой и родителями, а не инструментом управления ученическим коллективом.
Алексей Голубицкий,
директор МБОУ СОШ «Школа будущего»,
п. Большое Исаково, Калининградская область