?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Мой приказ МОН
eurekanext
Кушнир1_ЖЖ

Мотивы написания своего варианта приказа МОН просты – перфекционизм: если есть ощущение, что можешь сделать лучше, трудно удержаться.
Проект приказа о дисциплинарных взысканиях далек от совершенства и заслуживает серьезной критики, но почему-то он подвергся в сети такой острой атаке, как будто он уже выпущен в обращение, а не предложен общественности для обсуждения. Особенно меня задела статья «Сталинский приказ»  (http://www.novayagazeta.ru/society/56273.html). Автор – Анатолий Цирульников, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, академик Академии педагогических и социальных наук.
Я совсем не фанат МОН – у меня на них особенно большой зуб за фантастическую неразворотливость в отношении ИТ-нормативки, включая проблематику защиты персональных данных. Однако такое поведение людей с такими регалиями я оценил как идеальную иллюстрацию своего же тезиса
о том, что общество впало в истерику в вопросах образования. Пока истерика не прекратится, ни о каких полезных продвижениях в этой сфере говорить просто невозможно.
Поэтому решил демонстративно утереть нос истерикам и написать свою версию приказа. Надеюсь, тем самым внести свою лепту и в подготовку вменяемого приказа, и в прекращение истерики.

ПОРЯДОК
применения к обучающимся и снятия
с обучающихся мер дисциплинарного взыскания
I. Условия применения мер дисциплинарного взыскания
1. Порядок применения к обучающимся в общеобразовательных организациях мер дисциплинарного взыскания и снятия их (далее – Порядок) устанавливает общие требования и определяет процедуру привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности в общеобразовательных организациях.
2. Порядок обязателен для применения всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере общего образования, и распространяется на всех учащихся в данных организациях, независимо от форм обучения. Привлечение к дисциплинарной ответственности учащихся иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, осуществляется в соответствии с настоящим Порядком. 
3. Меры дисциплинарного взыскания могут быть применены к обучающимся за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. В качестве мер дисциплинарного взыскания могут быть применены: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Дисциплинарная ответственность не применяется к учащимся, осваивающим основные образовательные программы начального общего образования, а также к учащимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной̆ отсталости). Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
5. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания применяется к обучающимся, достигшим 15 лет. В отношении детей-сирот и детей̆, оставшихся без попечения родителей, отчисление осуществляется с согласия органов опеки и попечительства.
6. К воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут применяться меры взыскания, установленные Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Учащимся, не владеющим или плохо владеющим русским языком, должна быть предоставлена возможность объяснения с помощью их родителей (законных представителей) или переводчика.
8. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
9. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
10. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 

II. Процедура применения мер дисциплинарного взыскания
1. Факт дисциплинарного проступка фиксируется на основании письменного обращения в комиссии по контролю за соблюдением внутреннего распорядка или ином органе управления, определенном правилами внутреннего распорядка для этих целей (далее – Комиссия). В обращении, помимо сути и обстоятельств дисциплинарного проступка, должны быть указаны время, место и участники события. Днем обнаружения проступка считается день, когда о проступке стало известно любому члену Комиссии.
2. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни учащегося, пребывании его на каникулах. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
3. Комиссия на основании письменных объяснений участников, прямых или косвенных свидетелей дисциплинарного проступка (при их наличии), мнения советов обучающихся, советов родителей  в срок до трех дней принимает решение о дисциплинарном взыскании или о возбуждении дисциплинарного производства, если трех дней недостаточно для принятия решения.
4. Непредоставление письменного объяснения и (или) уклонение от объяснений в процессе выяснения деталей события не являются препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Отказ от объяснений в течение более двух дней может быть отражен в виде акта, подтвержденного свидетелем.
5. Для принятия решения могут использоваться продукты электронных средств регистрации событий, если есть уверенность в их достоверности: фотографии, записи систем наблюдения и др.
6. Не позднее трех рабочих дней информация о принятом Комиссией решении в отношении дисциплинарного проступка оформляется в виде приказа, публикуется на открытых информационных источниках образовательной организации и направляется в письменном виде обвиненным в совершении дисциплинарного проступка учащимся, их родителям (законным представителям) и в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
7. В случае отчисления образовательная организация в трехдневный срок должна проинформировать органы местного самоуправления по месту регистрации и месту жительства отчисленного, указанным в его личном деле. 

III. Критерии применения мер дисциплинарного взыскания
1. При выборе меры дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние.
2. Замечание выносится при подтверждении факта осознанного нарушения учащимся правил внутреннего распорядка или невыполнения образовательной программы на этапе промежуточной аттестации по итогам учебного периода (четверти, триместра, семестра) или по результатам рубежной работы по крупному учебному модулю.
3. Выговор выносится в случае повторного в течение учебного года нарушения, по которому уже было вынесено замечание, либо если в результате нарушения пострадали люди или имущество.
4. Принимается решение об отчислении в случае повторного в течение учебного года нарушения, по которому уже был вынесен выговор, либо если в результате нарушения были нарушены права и свободы личности, нормы законодательства, в том числе: – появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
– применение нецензурных слов и бранных выражений на территории образовательной организации или в коммуникации любого вида с лицами, общение с которыми обусловлено обучением в данной образовательной организации;
– оказание физического или психологического давления на лиц, общение с которыми обусловлено обучением в данной образовательной организации, независимо от места и способов оказания давления, включая современные средства информационных коммуникаций.
5. С учетом тяжести дисциплинарного проступка, влекущего решение об отчислении, причин и обстоятельств, при которых он совершен, предшествующего поведения учащегося и его поведения после совершения проступка Комиссия по ходатайству поручителей может заменить отчисление вынесением выговора.
6. Если в отношении учащегося, к которому были применены меры дисциплинарного воздействия, наблюдается положительная динамика, позволяющая судить о конструктивном изменении его отношения в данном виде деятельности, лица, ответственные за данный вид деятельности, могут обратиться в Комиссию с письменным ходатайством о снятии дисциплинарного взыскания.
7. По окончании учебного года все принятые меры дисциплинарного взыскания считаются снятыми, но информация о них может учитываться при оценке тяжести проступков в дальнейшем.
Михаил Кушнир

Воспитание не уголовное преследование
Алена Антонова1_ЖЖ
Редакция iВО обратилась к юристам Института проблем образовательной политики "Эврика" с просьбой прокомментировать оба проекта – Минобрнауки и М. Кушнира. Обращаем внимание, что текст юриста "Эврики" – не экспертиза, а правовой комментарий на оба текста.

Замечания к проекту приказа Минобрнауки РФ
1. Термины «подозреваемый» и «обвиняемый» используются только при производстве по уголовным делам. Ни Трудовой кодекс (речь идет о работнике), ни КоАП (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; лицо, совершившее противоправные действия) не содержит данных терминов. Применение его к учащимся необоснованно.
2. Первое предложение пункта 8 и пункта 9 аналогичны. Необходимо включить упоминание о письменной форме в п. 8, первое предложение из п. 9 исключить (если, конечно, не идет речь о письменных объяснениях разных субъектов: «подозреваемого» и «обвиняемого»).
3. П. 11 (уведомление о возбуждении дисциплинарного производства) по смыслу должен быть изложен перед п. 8 (требование о письменном объяснении).
4. В соответствии с ч. 8 ст. 43 ФЗ № 273-Ф «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закона) допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата. Из п. 13 Порядка можно сделать вывод о том, что отчисление может применяться к обучающемуся за впервые совершенный дисциплинарный проступок. Необходимо устранить данное противоречие.
5. В пункте 15 содержится формулировка «тяжкие последствия». Формулировка является оценочной, в связи с чем могут возникать разные трактовки, создается опасность незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности учащихся.
6. В п. 12 установлено, в каких случаях может быть применено замечание, в п. 15 – в каких случаях может быть вынесен выговор. Случаи применения отчисления не обозначены. То есть Порядок не создает прозрачных критериев для выбора меры дисциплинарного взыскания.
7. Также необходимо дополнить Порядок пунктом об уведомлении родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося о примененном дисциплинарном взыскании.
 
Замечания к проекту приказа Михаила Кушнира
1. В соответствии с п. 15 ст. 2 Закона, обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы – учащиеся.
Порядок является подзаконным актом к ст. 43, в которой речь идет об обучающихся (более широком понятии).
Скорее всего, Министерство образования и науки РФ сознательно выделило категорию «учащиеся», а для других категорий обучающихся будут подготовлены другие акты.
Замена Михаилом Кушниром «учащегося» на «обучающегося» необоснованна.
2. Нет необходимости в пунктах 3, 8 раздела 1 дословно переписывать (дублировать) положения ст. 43 Закона.
3. П. 3 раздела 2 одним из оснований применения мер дисциплинарного взыскания устанавливает объяснения косвенных свидетелей. Само по себе разделение свидетелей на прямых и косвенных некорректно. Без расшифровки понятия «косвенный свидетель» недопустимо основывать принятие решения о дисциплинарном взыскании на его объяснениях.
4. П. 4 раздела 2: необходимо определить, кто может в этом случае стать свидетелем и каким образом происходит подтверждение факта непредоставления (уклонения).
5. Пункт 3 раздела 3 содержит формулировку «пострадали люди и имущество». Формулировка некорректна: речь должна идти об ущербе или вреде здоровью. Либо нужна какая-то другая конкретизация. Вместо «люди» – «физические лица» («лица»).
6. П. 4 раздела 3 содержит неоднозначную формулировку «оказание физического или психического давления». Могут возникать разные трактовки, создается опасность незаконного применения мер дисциплинарного взыскания к учащимся.
7. В п. 5 раздела 3 упоминается «поручитель». Необходимо расшифровать, кто может стать поручителем учащегося.
8. П. 7 раздела 3 устанавливает, что по окончании учебного года все принятые меры дисциплинарного взыскания считаются снятыми. Этим положением нарушается принцип справедливости и равенства наказания за совершение одинаковых деяний. Ученик, в отношении которого применены меры дисциплинарного взыскания в сентябре, ставится в заведомо разные условия с учеником, в отношении которого применены меры дисциплинарного взыскания в мае. Необходимо установить срок, не связанный с учебным годом.
Елена Антонова

  • 1
Первое.
Существует ГК и КоАП РФ. Ну и, конечно, УК РФ.
Если некий документ, пусть даже Устав школы, ограничивает права по сравнению с вышеупомянутыми кодексами - он может быть признан ничтожным.
Рассматривать ЛЮБЫЕ нарушения в школе можно и нужно только через призму федерального законодательства, которое, к слову, достаточно проработано.
Если некоторое деяние учащегося невозможно квалифицировать ни через одну статью ГК, КоАП или УК, то применение неких мер воздействия по сути будет являться нарушением прав человека.

Второе.
Введение любых подзаконных мер по устрашению учащихся некорректно без введения аналогичных мер по устрашению учителей. Иначе безнаказанность последних выйдет за всякие разумные нормы.



  • 1