?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Никаких контингентов!
eurekanext
Андреев1_ЖЖ

Наша учительница химии часто повторяла, многозначительно обводя глазами класс: «Я работаю не для всех, а для определенного контингента». Я в этот контингент не входил: тех нескольких минут, которые отводились на химический диктант в начале каждого урока, мне упорно не хватало. Учительница профессионально разбиралась в химических реакциях – за исключением тех, что протекали в детских мозгах. И если кто-то, волнуясь и потея, успевал решить два уравнения из пяти продиктованных, в то время как у «контингента» все соли уже давно выпали в осадок, объяснение этому было одно: не учил. И если несчастный, у которого зловещее объявление «химический диктант» напрочь отшибало память и парализовало волю, из урока в урок получал два балла, это означало лишь одно: не хочет учить. Дальнейшее развитие отношений между учителем и учеником предсказать нетрудно. Две недели, пока решался вопрос о моем отчислении из школы за поведение на уроках химии, вместо упомянутых уроков я сосредоточенно взирал на мир из окна школьного туалета. Отчислить не отчислили: все-таки я писал неплохие сочинения и помогал всем желающим в английском – но химии я и по сей день не знаю. А ведь как ждал ее, пока она еще не началась! Занимательные книжки в библиотеке брал, опыты с друзьями ставили... Нечего и говорить о том, что когда я стал школьным учителем, в привычку у меня вошло работать с каждым – никаких «контингентов»!

Смотрите-ка... Сорок лет прошло, а обида никуда не делась. Уж простить давно пора покойницу, а она все стоит передо мной, смотрит через очки и без конца повторяет: «Я работаю для определенного контингента!» А может, это она таким образом напоминает мне, что я и сам далеко не безгрешен? Дескать, а не хочешь ли ты, голубчик, вспомнить: может, сам обидел кого неуместным окриком, глупой шуткой или пустым обещанием? Ведь пока ученики молчат, учителю кажется, что его монологи исполнены мудрости, а методика – единственно верная. И если они покорно или равнодушно молчат и дальше, он, уверовав в свой талант и утратив контроль над собой, впадает в безмятежную эйфорию. И неизбежно расслабляется: ведь идеально работать чудовищно трудно. И несет порой чушь, неуместно острит, халтурит – и думает: что не простят, то забудут. А выходит иначе. И значит, нужно выверять каждое слово, каждую интонацию, каждое движение у доски, как если бы ты находился на сцене. Ведь запомнят на всю жизнь. И не просто запомнят – впитают в себя как знаковый образ мира взрослых, имеющего над ними власть. Как отличительный признак некоей враждебной всякому нормальному человеку «системы».

– Извините, можно портфель в класс поставить?
– Выйди вон, мразь!!! Не видишь – учителя разговаривают?!!

Моя молодая коллега, выпускница пединститута, которая произнесла последнюю реплику, вскоре из школы ушла и наверняка об этом диалоге забыла, но сказанное ею прочно легло, как поется в старой песне, «еще одним кирпичом в стену».

«Система» – внутри нас. Именно поэтому никто из борцов с ней, сколько раз я ни спрашивал, так и не ответил мне: где, на какой ступени социальной лестницы находится граница между святым народом и преступной властью? Сегодня ты ученик, завтра – учитель. Сегодня подчиненный, завтра – начальник. Сегодня инженер, завтра – олигарх. Сегодня – народ, завтра – власть. Ты. Так не из народа ли власть? И в чем искать зло? Как с ним бороться? Кто научит?

Семья? Но разве редко отец допоздна на работе, а придя домой, ворчит за столом про дурака-начальника, идиотские законы, воровскую власть, «Россию-матушку»? И разве у всякой матери есть время и силы объяснить ребенку, не прибегая к штампам и мифам, суть происходящего с ним и вокруг него?

Школа? Но в отсутствие единых идейно-нравственных установок всякий папа вправе предъявить учителю претензии: зачем вы учите моего ребенка уважать всяких чурок и пиндосов, пропагандируете интернационализм и толерантность? Или: зачем пропагандируете совковую мораль и устаревшие понятия о жизни, когда нужно учить детей выживать и зарабатывать деньги? Занимайтесь своим предметом, а мы уж своих чад сами воспитаем.

Некогда у людей верующих – как на Востоке, так и на Западе – был обычай искать себе духовного наставника. Не знаю, существует ли он поныне. Когда-то и я, увлекшись йогой, потратил немало времени на поиски гуру. Нашел или не нашел, о том говорить не буду – но махровых сектантов встретил немало. Как и тех, кто делами своими мало свидетельствовал о соответствии заявленному статусу. Хотя бывает, что пообщаешься с человеком, который, казалось бы, далек от святости – и чувствуешь вдруг, что мозги на место встали. Будто проснулся. Как бы то ни было, в конце концов я пришел к старой истине: наставника нужно искать в книгах. Ведь не зря же их писали и пишут люди опытные, мудрые и неравнодушные, чье слово поистине творило мир. И ведь есть книги, которые написаны таким особенным образом, что читая их, ловишь себя на том, что они последовательно отвечают на вопросы, которые ты раз за разом мысленно задаешь себе.

Однако ныне серьезное чтение не слишком популярно, а «учителями», которые творят своим словом мир для душ, пойманных Сетью, являются так называемые медийные персоны. Этот мир отвратителен, но было бы ошибкой отождествлять его с реальным. Хотя бы потому, что в реальном мире есть место всему, а мир виртуальный, созданный невидимыми сетевыми идеологами, все агрессивнее отвергает «неформат». И видеть, что умами людей манипулирует один и тот же удобный кому-то «контингент», а в топы выводится какая-то беспредельная грязь, все невыносимее. Слава Богу, у меня в Сети достаточно друзей, которые пишут прекрасные посты, хотя видно, что и они иногда ощущают свою чужеродность здешней среде, отчего надолго умолкают. Мне кажется удачной идея некоторых из них предлагать к прочтению собственные подборки текстов, созданных действительно умными и талантливыми людьми. Пожалуй, и я попробую раз в неделю составлять список полезных ссылок. Тогда участие в ЖЖ не будет для нас потерей времени, и как знать – возможно, мы станем друг для друга истинными духовными наставниками!

А что касается школы, вот еще одна старая истина: решить проблему не так уж трудно, если допускать к работе в ней только тех учителей, которые по-настоящему любят детей и умеют с ними разговаривать. Остальное приложится.
Владимир Андреев