?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Документ не про школу
eurekanext
Гулиев2_ЖЖ

Понять и простить
Такое ощущение, что одна рука не ведает, что делает другая. И откуда откапываются эти материалы и подходы из старого нашего прошлого? В законе «Об образовании» четко написано, что эти вопросы находятся в ведении самого образовательного учреждения или организации и определяются Уставом и локальными актами. В статье 43 закона все довольно подробно расписано, зачем на федеральном уровне создавать типовой порядок, утвержденный приказом самого министра, непонятно. Только для удобства проверки. Документ, конечно, сырой. «Сотрудник, обнаруживший проступок, направляет служебную записку в комиссию». Почему только сотрудник? Нарушается статья 45 закона, по которому родители также имеют право обращаться в любые органы самоуправления по поводу нарушения прав и свобод своих и учащихся. В законе в ст. 45 п. 2-5 все написано про комиссию, определен состав. Сама комиссия называется: по урегулированию споров, а в данном документе больше про порядок привлечения к ответственности. Под проступком подразумевается и настоящее преступление, за которое предполагается уголовное наказание, но разницу между ними кто и как определит? По данному порядку, все это надо совершать обязательно на территории образовательного учреждения, а как быть с теми, кто нарушает в другом месте, во время отдыха, концерта, соревнования и т.д.? Ну и самое спорное, на мой взгляд, дисциплинарное наказание за неосвоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана. Возвращаются времена, когда за двойку могли отчислить из школы?
Министерство лучше бы начало с разработки документов того, как, кого, чем, за что поощрять, стимулировать, мотивировать. Речь идет и об учащихся, и о взрослых, определить порядок награждения, представления и т.д.У нас об этом меньше всего говорят, но даже по медалям ученическим посмотрите, сколько казусов.
Я даже не помню, когда и кого наказывал официально, чаще всего разговора по душам достаточно, чтобы восстановить статус-кво. В этом отношении интересна мысль, которую приписывают Г.С. Альтшуллеру, автору ТРИЗ: «Ребенок должен воспитываться в оранжерее, но он должен знать, что там есть тигр». А на самом деле есть правила человеческого общежития, нормы, необходимые каждому человеку, о которых каждый год мы договариваемся в коллективе и стараемся все вместе их выполнять.
Ханафи Гулиев

Дарима Доржиева_ЖЖ
Могут быть непредсказуемые последствия
Проект документа при первичном ознакомлении у меня лично вызвал недоумение и встревоженность. Сложилось впечатление, что читаю документ не про школу и не для школы, хотя если предположить, что он будет принят, он будет обязателен «для применения всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере общего образования» и будет распространяться «на всех учащихся в данных организациях, независимо от форм обучения». Не очень понятно, что авторы понимают под дисциплинарным проступком? Классический пример: дернул за косичку – один факт дисциплинарного проступка? Все кинутся фиксировать эти «диспроступки» и писать «служебные записки в комиссию»?
Абсолютно непонятно, что понимается под пунктом «аморальный проступок, совершенный учащимся по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей»?
К понятию «грубый дисциплинарный проступок» отнесено и «неосвоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана», что, на мой взгляд, в условиях массовой российской школы может привести к непредсказуемым последствиям.
Разумеется, на сегодняшний день остро назрела необходимость в нормативных актах, определяющих правовое поле отношений между школой, родителями и учащимися, но они должны, на мой взгляд, носить рамочный характер.
Дарима Доржиева,
директор МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 1»
городского округа п. Агинское Забайкальского края
Необходимость внимания к документу слишком преувеличена
пименов_ЖЖ
Во-первых, порядок исключения с 15 лет описывается в нашем Уставе, п. 4.2.4. (кстати, я забыл, когда мы этим пунктом пользовались, а в исключительных случаях надо).
Во-вторых, положение о поощрении и наказании учащихся, в котором предусмотрены порядок объявления взысканий, выговоры, замечания, долгие годы было внутришкольным делом.


Теперь о том, что в проекте приказа Минобрнауки РФ нового для меня:
1)    не объявлять взыскания учащимся начальной школы и учащимся с ограниченными физическими возможностями (в нашем положении это было не прописано, а в практике мы этого и не делали);
2)    более подробно расписано, за что объявляются взыскания, чем в нашем положении, но в нашем Уставе в п. 7.4. записано, что не разрешается:
– приносить, передавать или употреблять в учреждении табачные изделия, спиртные напитки, токсические, наркотические вещества и оружие;
– использовать любые средства, могущие привести к взрывам и возгораниям;
– применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания, вымогательства;
– использовать непристойные выражения, жесты и ненормативную лексику;
– пропускать обязательные занятия без уважительных причин;
– использовать на уроках мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, электронные устройства для компьютерных игр, воспроизведения музыки и изображений.
Разговаривая с некоторыми простыми гражданами, понял, что их внимание привлекли пункты: «Появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения». Но, как видите, в Уставе они прописаны, и за их нарушение можно было объявлять взыскания, также как и за все другие!
Сомневаюсь вообще, что замечания и выговоры имеют какое-либо значение для проблемных детей, а для тех, кто «случайный», эти меры и не нужны, т.к. после простого разговора они всё сами поймут!
Вывод: по-видимому, это некоторый формальный документ, призванный заменить старый в соответствии с новым Законом «Об образовании». Необходимость внимания к нему слишком преувеличена. Он мало несет нового.
Нам нужно повышать ответственность семьи за воспитание детей, а школа на нее не имеет по сути никакого влияния. Родителей на Советы по профилактике нередко не дождешься, тем более на родительские собрания! Вот здесь и вспомнишь о ювенальной юстиции!
Александр Пименов,
директор Центра образования № 975, г. Москва


Комментарии
голубкина_ЖЖ
Полина Голубкина, социальный педагог Центра образования № 975, г. Москва:
– Проект приказа добавляет в работу школу еще больше бюрократизации и бумажной волокиты, практического результата которой нет. Для чего необходимо собирать каждый раз комиссию, если есть социальный педагог, заместитель по воспитательной работе, классные руководители (что уже своего рода комиссия), которые всегда разбираются в дисциплинарных нарушениях, совершенные учащимся в школе? Ведется протокол, выносится решение о наказании (которое в большинстве случаев и выражается в виде устных замечаний, максимальная мера наказания – постановка на учет). При разборе проблемной ситуации всегда приглашаются свидетели. По сути это официальное, юридическое выражение работы школы. Если в данном приказе предполагаются иные меры воздействия, хотелось бы увидеть более подробное их описание. Так же не ясно до конца различие воздействий наказания в виде выговоров и замечаний именно в отношении ребенка, чем они отличаются друг от друга в практическом плане, на мой взгляд, результат один и тот же – устная форма предупреждения без каких-либо конкретных последствий.

чинилина_ЖЖ
Ирина Чинилина, замдиректора по воспитательной работе Центра образования № 975, г. Москва:
– Меня привлекла сама система предупреждений и оповещений. Можно из нее что-то взять себе. Например, если что-то произошло, то мы оповещаем родителей. А почему бы в письменной форме не оповещать детей о создании комиссии по рассмотрению их правонарушения? Также почему бы не оповещать их в письменной форме о решении данной комиссии? Сейчас дети не видят, а если и видят, то особо не понимают и не знают, где фиксируются их правонарушения. Они не видят протоколов, решения комиссии, соответственно и не ощущают в полной мере всей серьезности.
Можно подумать и о том, чтобы после неоднократных письменных предупреждений и выговоров учащемуся отправлять решение комиссии родителям на работу. Повторюсь: после неоднократных!