?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Зрители становятся актерами
eurekanext
Львовский_ЖЖ

Если хочешь увидеть будущее, загляни в прошлое. Двадцать двенадцать – это своеобразная точка бифуркации на ленте времени. Гоударственная система вышла из устойчивого равновесия, и трудно себе представить, что она в него вернется без существенных трансформаций. Какие будут трансформации, какое новое устойчивое положение займет новая система и как будет выглядеть эта новая система, какие «тектонические сдвиги» произойдут, предсказать невозможно. Тем интереснее за этим наблюдать, еще интереснее быть активным участником событий. В этом процессе будут сплошные нелинейности, разнонаправленные тенденции будут приводить к усилению неустойчивости системы. Обычно это сопровождается ослаблением роли институтов и усилением роли субъектов. В обществе постепенно пропадает апатия, принципиально меняется понимание теории «малых дел», возникает интуиция, что к опрокидыванию системы приведет микроскопический толчок. Невозможно предсказать, какое именно «малое дело» окажется существенным, а какое – пшиком. Поэтому нужно все время действовать, создавать маленькие пузырьки в перегретой жидкости – именно твой пузырек, или пузырек твоего друга или врага, коллеги, ученика может оказаться решающим, стать центром кипения и привести в движение все. Исторический процесс уже ускорился и втягивает в свое течение все бóльшие массы людей (пассивные активизируются, зрители становятся актерами, критики – деятелями). Раскачивают лодку все – и те, кто хотят изменений, и те, кто мечтают о вечном и абсолютном покое. Одни толкают в одну сторону, другие – в прямо противоположную, но в результате колебания только усиливаются. Когда именно, благодаря какому событию и какому человеку разные толчки синхронизируются, приведут к резонансу и опрокинут лодку, не столь существенно. В движении интересно и ценно само движение.

Что же происходит в образовании? Что будет в нем происходить и что делать в этих новых условиях? Здесь мы также видим разнонаправленные процессы. С одной стороны, достаточно либеральное законодательство (в том числе новая редакция закона), прогрессивные ФГОС, постепенное улучшение ГИА и ЕГЭ, возникающие интересные подходы к оценке качества образования. С другой стороны, авторитарные методы управления на местах, запредельная бюрократизация, кризис школы как института.
Показательна ухудшающаяся ситуация с развивающим обучением, основные идеи которого нашли отражение в новых ФГОС. Образовательная система Эльконина–Давыдова имела пик популярности в 90-е годы, когда о деятельностных стандартах никто и не помышлял, и фактически вытравливается из массовой школы сегодня – именно тогда, когда законодательно эти стандарты закрепляются. Парадоксально, не правда ли – патриоты всех мастей пытаются уничтожить самое ценное, что было сделано в отечественном образовании: наша, а не импортная, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, наша родная теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), российские учебники, программы, методики развивающего обучения.
Парадоксально, но вполне понятно. Патриотизм таких господ должен обязательно подпитываться, если коммерческие интересы приходят в противоречие с патриотизмом – к черту патриотизм. Куда выгоднее наклеить новые ярлыки на старые подходы, на давно устаревшие учебники и запустить их миллионными тиражами под лозунгом новых ФГОС, чем проводить реальные реформы образования. Незачем вкладывать деньги в научные исследования, в опытно-экспериментальную работу, в апробацию новых подходов, переподготовку учителей и «учителей учителей». Не нужны круглые столы и дискуссии по проблемам образования, нет смысла тратить время на обсуждение того, что такое деятельностный подход к обучению, не нужно изучать и обдумывать труды классиков этого направления. Сейчас время ускорилось, пришло время действовать: быстро надергать подходящих цитат, на скорую руку сляпать концепцию, намешать «все лучшее», снять сливки с развивающего обучения (групповая работа, дискуссионные формы, оценивание), наклепать учебников по всем (!) предметам, включая музыку и физкультуру, и одним махом решить все проблемы. Вся школа легко и безболезненно выполнила команду «кругом» (все как в «Зеркале» Тарковского – должна была развернуться на 180 градусов, а повернулась на 360).

Сегодня многие еще не замечают надвигающегося опрокидывания «лодки» отечественного образования в связи с таким способом введения новых стандартов. Дело в том, что начальная школа сравнительно безболезненно проходит этот переход и, вполне вероятно, покажет неплохие результаты. Объясняется это просто: в девяностые годы по инициативе снизу десятки (если не сотни) тысяч учителей прошли обучение по системам Эльконина–Давыдова, Занкова, Библера, многие школы приобрели опыт работы по одной из систем развивающего обучения. В значительной степени благодаря этому выпускники начальной школы показывают высокие результаты по международному обследованию PIRLS (в отличие от подростков, показывающих стабильно низкие результаты по PISA). В регионах с грамотными управленцами образования сложилась практика использования школ развивающего обучения в качестве ресурсных центров для передачи деятельностных технологий. К сожалению, при этом ставится узкая задача передачи форм и приемов обучения при сохранении традиционного содержания. Организаторы такой трансляции не знают (или не хотят знать), что «ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте… – содержание обучения» (Д.Б. Эльконин).

Система Эльконина–Давыдова стала локомотивом отечественного начального образования. Наступивший 2013-й и последующие несколько лет покажут, выполнит ли она эту функцию в отношении основного образования. Сравним стартовые условия. Начальная школа разрабатывалась под руководством проф. Д.Б. Эльконина и проф. В.В. Давыдова в экспериментально-исследовательском режиме с 1958 по 1980 гг. (исследования продолжаются до сих пор, но первый вариант учебных материалов по основным предметам начальной школы был положен в 1980 году – по завершении план-заказа Министерства просвещения). Внедрение в массовую практику началось в конце 80-х, учебники разрабатывались в 90-е (обновляются до сих пор). Государство финансировало исследования по начальной школе более 20 лет.

Основная школа разрабатывалось под руководством проф. Б.Д. Эльконина с 1998 по 2005 гг. (отдельные эксперименты проводились еще в 70-е – 80-е годы, курс литературы был разработан с 1983 по 1993 гг.), в настоящее время продолжается учебно-методическое оснащение подростковой школы развивающего обучения. Все эти годы государственная поддержка практически отсутствовала (за исключением нескольких грантов НФПК). Итак, с начала формирующего эксперимента по начальной школе до оформления ее в виде ФГОС прошло более 50 лет. С начала формирующего эксперимента по основной школе прошло 15 лет, а переход на системно-деятельностные стандарты в основной школе уже начинается. Этапа широкого внедрения в основной школе не было, российские учителя практически не знакомы с проектом «Подростковая школа в системе Эльконина–Давыдова». В 90-е годы на авторские коллективы оказывалось колоссальное давление со стороны школ и учителей, которые требовали написания учебников и методичек по начальной школе. Сегодня есть мощное лоббистское давление в противоположном направлении, мешающее создавать, грифовать, издавать учебно-методические разработки по основной школе.

Таким образом, нервом 2013 года становится переход от начальной к основной школе. Есть две прямо противоположные «дорожные карты», по которым мы будем двигаться. Одна связана с сотрудничеством с государственными институтами, в том числе с Министерством образования и науки. Вторая – с активным участием в становлении гражданского общества, с выходом напрямую на инновационные образовательные учреждения, на учителей, родителей и детей.
В начале 90-х мы создали Международную ассоциацию «Развивающее обучение», которая в свое время сыграла важную роль в развитии начальной школы России, и сегодня продолжает оказывать влияние на государственную образовательную политику. Ассоциация и ее партнеры должны приложить максимальные усилия, чтобы не допустить провала реформы основной школы. Без массированного давления на государство мы через несколько лет увидим плачевные результаты перехода на новые ФГОС: добьем фундаментальное образование (которое устарело, но все же заслуживает уважения), но и новое деятельностно- (компетентностно-) ориентированное обучение не построим. Знания исчезнут, а мышление не появится. В классах будет то, что мы много лет наблюдаем при плохом внедрении системы Эльконина–Давыдова: бессодержательная болтовня на уроках, выдаваемая за диалог и дискуссию, общение вместо учебной коммуникации, камуфляжная рефлексия. Школа и учителя будут решать параллельно, плохо связывая между собой задачи формирования предметных и «метапредметных» умений. Эти задачи будут находиться в конфликте, предметная линия будет все время проигрывать и (под давлением сверху) уступать «метапредметной». Безусловно, подростки «наблатыкаются» (другого слова подобрать не могу) работать с информацией, различать мнения, дискутировать на пустом месте, «критически мыслить» и т.д. и т.п. Но без нормального правильно выстроенного содержания учебных предметов все это пустые, мало кому нужные умения. Надо научиться так преподавать физику и литературу, историю и математику, химию и музыку, чтобы в результате получались компетенции. А для этого нужно принципиально изменить содержание образования, а не только лишь формы, методы и приемы. Фундаментальность от этого не теряется, содержание становится тем материалом, на котором выращивается мышление, понимание, коммуникация, творчество.

Сегодня, в начале 10-х, мы создаем Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», которое объединит широкий круг специалистов в области развивающего образования (и не только). Наш клуб будет поддерживать прогрессивные авторские разработки в самых разных областях, через сеть региональных клубов и филиалов содействовать просвещению молодежи, реализовывать некоммерческие проекты научно-образовательного характера. Для нас это принципиально новый этап, связанный с пробуждением общества. В чем-то сегодняшние дни напоминают конец 80-х – начало 90-х, в чем-то – конец 10-х – начало 20-х прошлого века. Мы очень надеемся на то, что в нашей стране возникнет мощное просветительское волонтерское движение, нацеленное на ликвидацию безграмотности в области психологии и педагогики развития человека.
Владимир Львовский,
председатель совета НП «Авторский клуб», кандидат психологических наук

  • 1
Надо научиться так преподавать физику и литературу, историю и математику, химию и музыку, чтобы в результате получались компетенции. А для этого нужно принципиально изменить содержание образования, а не только лишь формы, методы и приемы. - это точно. Только этим мало кто озабочен(

и еще соглашусь с риском по основной школе, это очевидно. Как очевидны и беспримесные бизнес-интересы тех, кто оккупировал федеральный перечень учебников. Спасибо за пост. За позицию, конструктивную и не пессимистичную - при всей сгущающейся неразберихе и суете.

Totally agree with all the comments - and it is a great initiative!

А как вступить в клуб-то?

По материалу развернулась дискуссия в группе: http://www.facebook.com/groups/255465967861301/permalink/419221058152457/

  • 1