Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Конкуренция за внимание
eurekanext
Шиврина_ЖЖ

Перед современными учителями стоит ряд острых вопросов, требующих скорейшего решения. Как конкурировать с интернетом за внимание своих учеников? Как воспитать в детях толерантность в эпоху глобализации? Как сделать чтение интересным для тех, в чьем распоряжении игрушки, созданные по последнему слову техники, мультфильмы на любой вкус, компьютерные игры? Как воспитать из ученика человека творческого, способного принимать самостоятельные решения – ведь эти качества необходимы для того, чтобы добиться успеха в жизни? Посмотрим, как решают эти вопросы учителя по всему миру.

1. Перевернутые классы
Концепция «перевернутых» классов требует от учителей перестройки образовательного процесса: ученики смотрят лекции дома, таким образом в школе больше времени остается на обсуждение изученного дома материала и на то, чтобы задать учителю вопросы по пройденной теме. Все больше учителей по всему миру пробуют строить уроки именно таким образом.
Считается, что создателями методики «перевернутых» классов являются Аарон Самс и Джонатан Бергман, которые начали публиковать онлайн-видео с материалами для изучения в 2008 году. Эта методику легко применить, она проста и не требует финансовых затрат и уже показала положительные результаты. Основной идеей концепции является то, что студенты изучают видеолекции дома, а в классе обсуждают изученный материал и выполняют задания, которые при традиционном обучении делали бы дома.
Вот несколько примеров того, как учителя применяют идею «перевернутых» классов.

Курс геометрии в одной из старших школ Техаса
В начале учебного года учитель геометрии Летиция Олред сказала своим ученикам, что их единственным домашним заданием по ее предмету будет просмотр 15-минутных видеолекций на YouTube и их краткий конспект. Видеолекции, созданные самой Летицией и ее подругой, учителем геометрии Мэнди Шрейдер, заменили традиционные лекции в классе, содержание которых, по словам 14-летней ученицы Алисы Белл, было легко пропустить из-за общения с другими учениками во время урока.
Итак, дома ученики изучают классификацию треугольников и способ вычисления площади трапеции, а в классе могут отрабатывать на практике то, что узнали дома, при этом, если что-то осталось непонятным, они могут задать вопрос учителю.
Шрейдер говорит, что 81% студентов успешно сдали первый тест – это на 20% больше, чем в прошлом году.

История Европы в одной из старших школ Висконсина
Патрик Галлиган, учитель одной из старших школ в Висконсине, потратил целое лето на то, чтобы превратить курс истории Европы в «перевернутый» курс. Теперь его ученики могут смотреть и освежать в памяти уроки в любое время и где угодно с их персональных компьютеров и смартфонов, а в классе устраивать дискуссии и работать над своими проектами.

Математический анализ в одной из старших школ Мэриленда
Все началось с того, что учитель математического анализа Стейси Рошен почувствовала, что у некоторых из ее учеников есть трудности с ее предметом. Затем она узнала о специальном программном обеспечении, позволяющем ей записывать видео и аудио с компьютера. После этого Стейси Рошен решила сделать свои уроки «перевернутыми». В конце первого года обучения 78% ее учеников получили положительные оценки за экзамен – по сравнению с 58% в прошлом году – и ни один не получил неудовлетворительную оценку. Результаты были настолько впечатляющими, что ее мама Уэнди Рошен, учитель математического анализа в школе Вирджинии, тоже решила попробовать этот формат обучения.

Источник и больше информации о «перевернутых классах» здесь:

2. Книжный клуб для учеников начальной школы
Одним из самых эффективных методов обучения является обсуждение с учениками прочитанных ими книг. Чтение – это фундамент для грамотности. Поэтому в начальной школе Hill West чтение поставлено в центр обучения.
Одна из учителей школы, Люси Бэйкуэлл, услышала о сети групп чтения для детей 8–11 лет Chatterbooks и решила создать одну из таких групп в своей школе. Привитие детям любви к чтению на всю жизнь – это доказавший свою эффективность способ улучшить их учебные результаты. Программа Chatterbooks, которую проводит независимая благотворительная организация «Агентство чтения», помогает создать группы чтения для учащихся начальной школы, организовать их совместную работу и подтолкнуть к чтению в удовольствие.
Учителя школы Hill West вслед за своими коллегами из школ по всему миру обнаружили, что успехи в чтении влияют на то, как ученики справляются с учебной программой. Чем хуже у ребенка развит навык чтения, тем сложнее ему учиться. Работники школы проводят дополнительные занятия для школьников, у которых есть трудности с чтением, подбирают для них литературу для внеклассного чтения, но внеклассное чтение редко воспринимается детьми с энтузиазмом, а в некоторых случаях вообще дает обратный эффект.
Так как же помочь ученикам полюбить чтение? Люси Бэйкуэлл основала в своей школе группу чтения Chatterbooks, чтобы превратить чтение из скучной деятельности на уроке в увлекательное занятие.
Группа, в которую вошли пять учеников, у которых есть трудности с чтением и нет желания читать, собирается каждую неделю. Для начала мисс Бэйкуэлл привела детей в библиотеку и предложила им поучаствовать в проекте «Летнее чтение», по правилам которого каждый из них должен был в течение лета взять из библиотеки шесть книг и прочесть их. За каждую прочитанную книгу выдавались наклейки, а после прочтения шести книг выдавался сертификат о завершении проекта. Некоторые из детей получили первую в своей жизни библиотечную карту.
На первой неделе нового учебного года группа встретилась в библиотеке, чтобы узнать, кто из детей справился с задачей. Кто-то из них справился, но даже те ребята, которые не получили сертификат, прочитали по крайней мере две книги за лето, то есть на две больше, чем обычно.
Люси Бэйкуэлл проводит встречи книжной группы, чтобы дети приобрели уверенность в себе, научились выбирать интересные им книги, высказывать свое мнение о прочитанном, говорить о том, какие книги им нравится читать и почему. Для того чтобы встречи группы не превратились в рутину, они каждую неделю проводятся в новом месте, иногда эти места весьма необычные. Так, однажды группа собралась в парке и устроила «читательский пикник», а в другой раз дети собрались у костра и рассказывали друг другу «страшные истории».
За короткое время эти группы оказали заметное влияние как на академическую успеваемость школьников, так и на их отношение к чтению. Самое главное, чего удалось достичь, – это уверенность детей в себе и желание читать, и все это помогает им в школьной жизни. Учителя отметили, что дети стали с большим энтузиазмом участвовать в уроках, особенно тех, которые построены на чтении и обсуждении текста, а также значительно улучшилась их способность понимать смысл прочитанного. Кроме того, благодаря чтению у детей улучшилась грамотность, в письменных работах они стали совершать гораздо меньше орфографических и пунктуационных ошибок.
3. Ночь культурного обмена: танцы, паспорта и «Круг сыра»
Два года назад в одной из начальных школ города Нэпервилл, штат Иллинойс, появилась новая традиция. Школьники со своими семьями собираются в школе, чтобы принять участие в развлечениях и попробовать кухню всего мира: из Африки, Ирландии, Филиппин и других уголков планеты. Школа проводит «Ночь культурного обмена», чтобы улучшить взаимоотношения между учениками.
«Мы хотим, чтобы люди познакомились с другими культурами и лучше их поняли; мы считаем, что это способствует улучшению взаимоотношений между детьми в классе и вне его», – сказал Лесли Камели, отец одного из учеников, один из руководителей Совета школы, семьи и местного сообщества, который является спонсором мероприятия.
Четверо родителей и двое работников школы придумали, распространили информацию и провели первую «Ночь культурного обмена».
«У участников была исключительно положительная реакция на мероприятие, люди просили нас провести подобное мероприятие еще раз в следующем году, – рассказал Линн Гисслер, один из соучредителей мероприятия, отец ученика школы, также входящий в состав Совета школы. – И мы провели его в следующем году. Не было ни одного плохого отзыва, это просто удивительно».
Дети и их родители проявили огромный интерес к другим культурам: они были рады узнать новое о странах мира и получить в свои «паспорта участника» штампики за каждую страну. Им было интересно посмотреть на выступления, а также попробовать кухню разных уголков мира: сыр из Нидерландов, греческую пахлаву, итальянскую лазанью.
Информацию о мероприятии начали распространять задолго до даты проведения, поэтому на нем было много участников. Камели и Гисслер рассматривали любые идеи, которые могли помочь развить в людях уважение к культуре и традициям других народов.
Многие по достоинству оценили игру-викторину о Нидерландах «Круг сыра».
«Когда мы планировали мероприятие, мы и представить себе не могли, что игра “Круг сыра” будет настолько популярна среди участников», – признался Камели.
Участники игры «Круг сыра» крутили колесо и выполняли разные типы заданий и отвечали на вопросы, связанные с Нидерландами:
  • Вопросы о Нидерландах.
  • Правда или ложь?
  • Попробуй сказать слово на нидерландском.
  • Бесплатное угощение.
После ответа на вопрос ведущие давали участникам голландский сыр и голландский шоколад, причем независимо от того, ответил ли участник правильно или нет, он получал оба вида угощения. Наверное, этим можно объяснить необычайную популярность этой игры!
«После мероприятия люди говорили нам, что им жаль, что они не представили культуру своего народа на “Ночи культурного обмена”, потому что они попросту не знали, что это возможно, – отметил Гисслер. – Если бы мы донесли до всех, что мы рады любым идеям, даже самым сумасшедшим, они бы участвовали с большим энтузиазмом и привнесли в мероприятие больше интересного».        
4. Ученики начальной школы – борцы за экологию
Учителя начальной школы Паулин Робертс и Рик Джозеф знают, что лучшее место для того, чтобы изменить мир – это сам мир. Поэтому они вместе со своими учениками решили покинуть стены школы и запустили проект по улучшению экологии.
В рамках проекта дети выяснили, каким образом местные предприятия могут более рационально использовать природные ресурсы, а затем выпустили брошюры, в которых были конкретные советы, разделенные на категории. Эти брошюры содержали, например, такие советы: использование энергосберегающих лампочек; использование датчиков движения для отключения не используемых в данный момент устройств; разработка таких графиков работы, которые позволяют снизить затраты электроэнергии; использование бумаги вторичной переработки; внедрение механизмов для уменьшения использования личного автотранспорта, например, удаленная работа и совместная эксплуатация автомобиля, замена личных встреч web-конференциями и многие другие.
Затем ученики разделились на группы, и каждая выбрала себе для обучения фирму из числа местных предприятий. Каждая группа самостоятельно выполняла всю работу в рамках проекта. Дети сами нашли наставника из числа взрослых, сами получили разрешение родителей, назначили встречу с представителями фирмы, провели ее, обсудив возможные стратегии рационального использования природных ресурсов и график дальнейших встреч для оценки прогресса.
Чтобы как можно больше жителей узнали о проекте, ученики устраивали «зеленые дни», во время которых они рассказывали людям о проекте, о его целях и результатах. Также дети печатали и распространяли флаеры с информацией о проекте и о том, как это важно – заботиться об экологии.
Тем компаниям, которые внедряли у себя механизмы рационального использования природных ресурсов, школьники выдавали специальные знаки отличия – один за каждую внедренную технику. Эти знаки вывешивались на окне офисов компаний, а также можно было посмотреть рейтинг компании онлайн. Таким образом, у местных компаний появился стимул для участия в проекте.
Со временем в обществе появилась культура оценивания компаний по их «зеленому» рейтингу. Потребители стали оценивать компании по тому, заботятся ли они об экологии.
Проект принес ощутимые результаты не только для учеников, которые приобрели множество новых навыков – от письма и исследований до взаимодействия с людьми, – но и для всего местного сообщества.
5. Школа без правил
Бруклинская «свободная школа» – необычная. В ней ученики сами устанавливают правила, выбирают, какие предметы они будут изучать, а кроме того, они могут вообще не прийти на уроки, если у них нет желания. Там нет обязательного домашнего задания, нет контрольных, нет итоговых годовых оценок. При возникновении проблем или срочных вопросов можно обсудить их со всей школой. Если тебе надоел урок, ты можешь уйти с него и заняться чем-то еще: отдохнуть и собраться с мыслями в комнате отдыха или пойти в библиотеку и почитать книгу. Некоторые дети годами проводят «независимые исследования» на выбранные ими темы, другие изучают такие предметы, как искусство написания сценариев, архитектура, дизайн, антиутопии в литературе, серийные убийцы и общество и многие другие. Некоторые предметы ведут сами ученики.
Ученики этой школы – по большей части бывшие отстающие учащиеся обычных государственных школ. В Бруклинской свободной школе им был дан второй шанс – и они его использовали.
Эта школа – пример того, как может быть построено образование в независимой, демократичной школе. Но у такой образовательной модели есть много критиков: по их мнению, неструктурированное пространство такой школы не сможет подготовить учеников к жизни в реальном мире, а дети из семей с низким уровнем дохода, чьи родители не могут позволить себе нанять репетиторов, не получат необходимых знаний и навыков.
Но основатель школы, а в настоящее время ее директор Алан Бергер, уверен в том, что делает все правильно. Он говорит, что главная миссия школы – развивать индивидуальные способности детей и стремиться к как можно большему разнообразию среди учащихся. «Каждый ученик должен найти свое место в жизни, свой жизненный путь», – говорит мистер Бергер.
Подготовила Анна Шиврина

?

Log in

No account? Create an account