Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Закон принят
eurekanext

21 декабря Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, разработанный в ответ на американский "закон Магнитского". В пакет одобренных депутатами мер входит запрет на усыновление российских детей гражданами США. Закон поддержали 420 депутатов, против проголосовало 7 человек, 1 воздержался.

Ответ на "закон Магнитского" был подготовлен и принят в течение 11 дней. 10 декабря законопроект поступил в Госдуму, 14 декабря его приняли в первом чтении, 19 декабря - во втором, а 21 - в третьем.
В дни рассмотрения закона в Госдуме у здания парламента проходили одиночные пикеты против одобрения документа. Во время одной из акций полицейские задержали более 10 человек.
Закон о запрете на усыновление российских детей американцами критиковали и высокопоставленные чиновники, в частности глава МИДа РФ Сергей Лавров и министр образования Дмитрий Ливанов. 
"Это неправильно, и я уверен, что в конечном итоге Госдума примет взвешенное решение. Международное усыновление как институт имеет полное право на существование", - заявлял Лавров. Ливанов указывал, что в данном вопросе нельзя руководствоваться логикой "око за око".
Президент РФ Владимир Путин назвал запрет на усыновление адекватной мерой.
На сайте "Новой газеты" собрано 120 тысяч подписей против закона о запрете на усыновление. Владимир Путин заявил, что петиция должна быть рассмотрена Госдумой. По словам вице-спикера от "Единой России" Сергея Железняка, этим вопросом депутаты займутся только после новогодних каникул.
Мы публикуем правовой и статистический анализ ситуации.

Последствия принятия закона
Принятие федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» повлечет следующие правовые проблемы:
  1. Возникнет противоречие с пунктом 4 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому допускается усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, без конкретизации отдельных стран, граждане которых могут усыновлять российских детей. Таким образом, понадобится внесение соответствующих изменений в Семейный кодекс Российской Федерации.
  2. Будет ограничено действие пункта 2 статьи 3 и статьи 21 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., согласно которым государства обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, а если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения, признают возможность его усыновления гражданами других государств, которые смогут обеспечить его воспитание и уход.
  3. Введение внутренним законодательством норм, ограничивающих действие Конвенции, повлечет за собой нарушение статей 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которым государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора, при этом каждый действующий договор является обязательным для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Это повлечет негативную реакцию со стороны соответствующих структур ООН в сфере защиты прав человека, кроме того, может быть предъявлено требование о выходе из Конвенции.
  4. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 150-ФЗ. Окончательное прекращение взаимоотношений с американской стороной произойдет только через год после принятие федерального закона и направления соответствующей ноты в США (пункт 5 статьи 17 Соглашения).
  5. Прекратится осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей, уже усыновленных гражданами США, и предоставление Российской Федерации соответствующих отчетов и информации о них (за период с 1993 года было усыновлено 59 тысяч российских детей).
  6. Также прекратится установленное взаимодействие государственных органов Российской Федерации и США, направленное на обеспечение выработки и оперативного принятия мер по контролю за условиями жизни и воспитания усыновленных детей – граждан Российской Федерации, соблюдения их прав и законных интересов, обмена информацией, касающейся законодательства и правоприменительной практики в сфере усыновления.
  7. В целях реализации Соглашения в Государственном департаменте США создано специальное подразделение, проводятся регулярные консультации с российской стороной по реализации мероприятий, направленных на обеспечение применения норм Соглашения на территории США и Российской Федерации.

Статистические сведения в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей (согласно источнику iВО в Росстате)
01

По состоянию на 1 декабря 2012 г. на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 119 700 детей
02

В соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об усыновленных детях находятся на учете в органах опеки и попечительства в течение трех лет с даты усыновления. Соответственно федеральная статистическая отчетность содержит информацию только о тех усыновленных детях, которые были усыновлены менее трех лет назад:
03

Для сравнения:
04

Количество детей, усыновленных иностранными гражданами
05

06

07

График

?

Log in

No account? Create an account