?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Просто отключите новости
eurekanext
заир-бек1_ЖЖ

Очередная американская школа, очередная американская трагедия, в которой отягчающим обстоятельством становится гибель совсем маленьких детей – младших школьников. Очередной под копирку написанный сценарий: одиночка, сводящий счеты с миром за все причиненные обиды, рвущий там, где тонко – беззащитных детей и их преподавателей.

Принятая в 1787 году вторая поправка, разрешающая всем гражданам США иметь и носить оружие, сейчас, в начале XXI века, делает заложницей всю страну.
Попытка отказаться от второй поправки есть покушение на основы американской демократии, говорит консервативная часть населения Америки, настойчиво отстаивая наследие XVIII века. Все разговоры о запрете в конечном итоге уходят в никуда, вспыхивая каждый раз с новой силой после очередного несчастья.
Сложно сегодня говорить рационально, когда представляешь этот ужас, пережитый обычной школой обычного американского городка. Ком подкатывает к горлу, когда слышишь рассказы очевидцев, видишь глаза погибших детей и учителей, до последней секунды выполнявших свой гражданский и человеческий долг. И все же.
После серии терактов в российских городах, после кровавого Беслана наше общество было готово на все, чтобы защитить своих детей. Охранные системы, закрытый режим, когда проникнуть в школьное здание не проще, чем в хранилище банка, решетки на окнах. Эти меры, наверное, помогли снизить угрозу в свое время. Почему же американцы не делают того же, что сделало наше государство? Да потому, что в их сознании немыслимо создавать закрытую среду с пропускным режимом, в корне противоречащую самим основам общественного порядка. В Израиле, где террористическая опасность постоянно поддерживается на самом высоком уровне и где оружие можно встретить на улице на реже, чем сумку с продуктами в руках у населения, закрытые от всех школы тоже представить невозможно. Закрытая среда есть среда, ограничивающая выбор, насильственно сужающая физическое и интеллектуальное пространство. И, самое главное, это не уменьшает иных рисков и опасностей для наших детей, когда они выходят за порог школьного здания.
Но есть и еще один важный аспект. О нем написал знаменитый американский актер Морган Фримэн. «Почему это произошло, вы хотите знать? – сказал он. – Да потому, что в обществе, в котором имя убийцы становится более известным, чем имена жертв, в котором все медиа посвящают свои новости человеку, который убивал беззащитных, монстры получают питательную среду для своих преступлений. Они будут убивать и дальше, потому что это их геростратовский шанс войти в кровавую историю, также как в нее входят все террористы». И дальше Фримэн продолжает, обращаясь к американцам: «Вы можете помочь не повториться этому, если забудете, даже как пишется имя убийцы и будете всегда помнить имена жертв, вы можете помочь, если финансово поддержите развитие психиатрии вместо того, чтобы концентрироваться на контроле за оружием. Вы можете помочь, если просто отключите новости».
Вот об этом стоит подумать. Какие решения – простые запреты или изменение общественного сознания – помогут защитить детей эффективнее? Что правильнее: ограничить доступ к ним и их доступ ко всему многообразию окружающей среды или же, как написал замечательный российский педагог, академик Борис Михайлович Бим-Бад: «Мы добьемся искоренения терроризма, индивидуального и коллективного, если и когда научим всех беречь всех. Не прежде того».
Cергей Заир-Бек

...когда научим всех беречь всех...
бим-бад1_ЖЖ
Позавчера, 14 декабря, очередной душегуб расстрелял сначала свою мать, а затем двадцать малых детей, а также пытавшихся их спасти учителей, школьного психолога и директора школы-детского сада в штате Коннектикут. Убийца застрелился до прибытия полиции.
Судя по всему, этот террористический акт совершил смертник-одиночка, решивший взять с собой на тот свет как можно больше людей.
На нем был бронежилет, так что даже вооруженным педагогам было бы трудно его остановить прежде, чем он сам не решил остановиться.
Весь мир потрясен состраданием и ужасом. К великому горю, подобные злодейства совершаются в разных странах. Как обезопасить наших детей и их наставников? Как не допускать аналогичных трагедий?
Только система мер здесь спасительна, поскольку все простые решения недостаточны. Конечно, в учебные заведения нельзя допускать посторонних. Разумеется, нужно предотвращать конфликты между педагогами, детьми, родителями, членами семей детишек, а в случае возникновения конфликтов грамотно и оперативно их разрешать. Несомненно, обучающихся полезно тренировать в правильном поведении в экстремальных ситуациях. Но все названное – из числа слабых решений.
Мы добьемся искоренения терроризма, индивидуального и коллективного, если и когда научим всех беречь всех. Не прежде того.
Борис Бим-Бад