Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Против чего бунтуют подростки?
eurekanext

Против чего бунтуют подростки? А если это не бунт, что движет ими когда они поджигают дома и автобусы в Лондоне? Что это, обычное групповое сознание подростка, в котором «мы» противостоит «им»? Трудно сказать, хотя смею предположить, что одного психологического анализа сознания подростка будет недостаточно. Глядя на фотографии погромов в Англии вспомнился разговор в традиционной мусульманской школе в одной из ближневосточных стран, которую я инспектировала с английскими коллегами, инспекторами ее величества королевы Англии. Когда ко мне обратились с просьбой о сборе данных о наличии критического мышления у учеников школы, я набралась окаянства и спросила:
– Культурная традиция (которая проистекает, по-видимому, из религиозной) запрещает вопросы и обсуждение как метод обучения в этой школе. Какие последствия будут если не будет данных о наличии критического мышления?

На что мне был дан безапеляционный ответ :
– Если мы не будет данных о развитии критического мышления, мы будем рекомендовать закрытие школы.
Мое американское сознание поразилось силе колониальной политики в образовании, транслируемой английскими коллегами в образовательную политику этих ближневосточных стран. Мы несем цивилизацию, мы уважаем вашу культуру, но вы должны неукоснительно следовать нашим методам развития цивилизации в вашей стране.
Вне всякого сомнения,эта тактика эффективна – большинство выпускниц английского колледжа в Абу-Даби не отпускают своих сыновей в Аль-Кайеду. Однако она порождает культурный или субкультурный протест – возможно мы видим его всплески на фотографиях из Великобритании.

Я полагаю, что во многих случаях, когда речь идет о поликультурности, Европа по-прежнему часто находится в пространстве диалога цивилизации и культуры, в котором западная цивилизация рассматривается как высшая, более развитая форма по сравнению с любой другой культурой, и в особенности культурой иммигрантов. Подобная форма крайне неэффективна и приводит к бунту – иррациональному, жестокому и необъяснимому. Самое время вспомнить Михаила Бахтина и его идею о том, что культура не имеет внутренней территории и познает себя лишь на границе, в диалоге с другой культурой. Построение такого диалогического межкультурного пространства является занятием трудным и долгим, требующим кардинального изменения взглядов на «другое» и бесконечного принятия другой культуры как равной. Занятие такой позиции нуждается в опыте демократии. Жесткие формы протеста против доминирующей культуры, в данном случае, полиции как представителя власти, как основы порядка и норм цивилизированного общества, заставляют задуматься о необходимости диалогических пространств в которых культурные формы и значения обсуждаются, а не насаждаются.

Д-р Элина Ламперт-Шепель,
г. Нью-Йорк


Elina Lampert-Shepel, Ed.D.
Faculty, Ed.D.Methodologist
Richard W. Riley College of Education and Leadership
Walden University
elina.lampert-shepel@waldenu.edu

?

Log in

No account? Create an account