?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школы в школе
eurekanext
Калужская_ЖЖБабетов_ЖЖ

Основные тенденции завтрашнего дня определяются сегодня. Работая в нынешней школе, ясно видишь контуры школы ближайшего будущего. Во всяком случае, главные идеи по ее созданию уже сформулированы и работают на свою реализацию.

Образование в сети
Школа XXI столетия – это сетевая школа: как в смысле организации общего образовательного пространства, так и в смысле широкого использования сетевых коммуникаций в образовательных, исследовательских и прикладных целях.
Передовые образовательные учреждения создают свои сети – пространства для апробации и распространения эффективных моделей, технологий, стандартов качества. Сетевой принцип дает возможность объединить различные программы и маршруты в продуктивном взаимодействии. Принципы должны быть едины, а формы их воплощения – разнообразны.
Сетевой характер образования предполагает возможность обучения любого ученика в любой из школ сети, если того потребует его индивидуальная программа. Помимо дистанционных курсов предусматриваются и очные «погружения»: обмены учащимися, сетевые мероприятия (финалы сетевых конкурсов, фестивалей, олимпиад и др.), каникулярные школы, стажировки старшеклассников.
Таким образом, создается циркуляция идей и людей, что обеспечивает синергетический эффект: передовые теории, методики преподавания и коммуникации начинают проникать во всю систему образования.

Школы в школе
Для максимальной индивидуализации и оптимального соответствия различным формам образовательного заказа в рамках одной школы предлагается целый ряд образовательных программ, организационных форм и режимов обучения. Система Монтессори может соседствовать с развивающим обучением; одни школьники начинают учиться с восьми утра, другие приходят в 10. В одной модели формируются классные коллективы, в другой – временные учебные группы.
Ценностная ось – выбор, построение своего образовательного (и в перспективе – жизненного) проекта. Чтобы каждый ребенок при поддержке (но не под давлением!) взрослых сумел найти свой маршрут и выстроил собственный учебный план. При этом контролируются только образовательные результаты по возрастным периодам – стандартизации самих процессов не происходит.
В старшей ступени открываются профильные направления; их перечень и наполнение также вариативны. Школа не имеет фиксированной специализации, периодически решая, какой акцент в каких областях знаний и на какой период следует сделать.
Идея «Школы в школе» тесно связана с принципом разновозрастного обучения, а также с легализацией индивидуальных темпов освоения программ. К 8–9-м классам складывается формула «мобильные группы – учебные проекты». Отдельное занятие не обязательно заканчивается через 40 минут, а продолжается до получения значимого результата (продукта).

Мобильность учителей
Школа систематически приглашает педагогов из других школ на учебные сессии (очные и дистанционные) для проведения занятий, практикумов и лекций. Выдающиеся учителя школ (например, победители региональных и всероссийских профессиональных конкурсов), известные ученые, бизнесмены, общественные и культурные деятели ведут кейсы и вебинары, участвуют в телеконференциях, проводят экспертизы и т.д. Собираются цифровые коллекции таких занятий, ведутся блоги и создаются видеоотчеты.
Мобильные команды преподавателей в режиме каникулярных выездных школ ведут учебные сессии и семинары, обеспечивая подготовку к олимпиадам, конкурсам, лидерским сборам и фактически воспитывая будущую элиту страны и регионов.
На базе школ проходят регулярные стажировки для молодых талантливых студентов и аспирантов: они руководят исследовательскими группами, сопровождают проектную, поисковую и творческую деятельность, работают младшими преподавателями и вожатыми в каникулярных программах.
Педагогические обмены и стажировки входят как обязательный компонент в систему внутрисетевого повышения квалификации учителей и сотрудников.

Коммуникативная среда
Все вышеизложенные идеи делают первостепенно важным создание коммуникативной среды как пространства продуктивного общения и взаимодействия, объединяющего школьное сообщество и обеспечивающего преемственность и методическое единство образовательной системы.
Поэтапно формируя основные элементы среды (базовые ценности и установки, методы аккумуляции, трансляции и модернизации знаний и способов деятельности; коммуникативные стратегии, стили преподавания и управления; методы оценивания и стимулирования и пр.), мы строим открытую и мобильную школу, где базовой коммуникацией становится конвенция, а не манипуляция.
Объединяющий принцип – признание всех членов школьного сообщества равноправными субъектами коммуникации по поводу содержания и методов образования.
Школа будущего включает в образовательную программу многоуровневый процесс постоянного образовательного общения: от стратегического диалога «школа – общество» до повседневного личного общения. Каждый учащийся, учитель, родитель ощущает себя членом большого сетевого сообщества и легко ориентируется при поиске конкретных персон, событий, документов. Любой может инициировать коммуникацию и включиться в нее. Сетевые ресурсы при таком подходе служат каналами реализации образовательных программ и проектов, а также тренажерами командной работы.

Новое представление о результате
  • выпускник: ответственная, инициативная личность, активно моделирующая собственную судьбу и позитивно преобразующая окружающий мир;
  • учитель: профессионал, владеющий многими стилями обучения и организующий различные виды образовательных коммуникаций;
  • взаимодействие «учитель – ученик – родитель»: партнерское развивающее сотрудничество, решение коллективных задач, проверка образовательных стратегий в жизненных ситуациях;
  • образовательный процесс: школой становится весь мир, а педагог лишь помогает ученику выстроить уникальный образовательный маршрут;
  • школа, не ограниченная одним местом и зданием, работающая как центр коммуникаций, система идей, стандартов и моделей сотрудничества.
Все программы и проекты школы завтрашнего дня нацелены на формирование мобильной и конструктивной жизненной позиции – для эффективного использования знаний, опыта совместной работы и личных достижений в реальной социально значимой деятельности.
Фокус педагогических усилий направлен на развитие навыков самоорганизации и принципиально важных качеств современного человека: самостоятельности, ответственности, целеустремленности, творчества, инициативности.
Школа не столько обучает, сколько стимулирует, поддерживает, помогает выстроить жизненную стратегию. При таком понимании результативности мы включаем в общее пространство развития не только учащихся, но также педагогов и родителей. Модель педагога – такая же составляющая результата образования, как и модель выпускника.

Куда двигаться?
Уже сегодня, в наших «старых добрых» школах, можно и нужно продвигаться к своему видению будущего. Мы планируем в ближайшие пять лет развивать следующие магистральные направления:
  • усиление вариативности (в одной школе все больше «школ» – различных образовательных программ и траекторий);
  • совершенствование индивидуализации и культуры выбора;
  • развитие сетевых форм образования и партнерства;
  • трансформация стационарной школы в мобильную стажировочную площадку для детей и взрослых (место встречи программ, концепций, идей, технологий и людей, их представляющих);
  • целевая переподготовка учителей, руководителей, родителей;
  • сопровождение выпускников (специальные сервисы и программы);
  • расширение спектра услуг для разных категорий населения. Превращение образовательного учреждения в общественный ресурсный центр.

Наш проект выглядит слишком идеально? Кажется утопичным? Но так уж устроен человек (а педагог – тем более): его мобилизуют большие цели, целостные образы, красивые решения. Пусть наше видение не воплотится на 100% – но даже 50-процентное попадание будет весомым вкладом в строительство новой школы.
Только опережая перемены, можно создать будущее для многих.
Мария Калужская,
Алексей Бабетов