?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Так будем же пытаться!
eurekanext
Бим-Бад_ЖЖ
В сегодняшних условиях домашнее обучение имеет смысл только в одном случае: когда ребенок никак не может посещать обычное учебное заведение. Не может, положим, по состоянию здоровья или в силу бесспорной гениальности: дитя настолько превосходит своими познаниями и умом школьников всех возрастов, что ему среди них просто нечего делать.

Иными словами, практика образования в нашем отечестве такова, что если есть хоть какая-то возможность не городить огород домашнего обучения, то и слава богу.
Почему я так в этом уверен? Потому, что все равно вас и вашего ребенка заставят выучить то же самое, чему учат в обычной школе. Потому также, что вас при этом измучат, унизят и оскорбят. Потому, что вам придется быть очень хорошо подготовленными и умными педагогами (иначе придется приглашать домой тех же учителей из той же школы). Потому, наконец, что ребенок ваш будет оторван от сверстников и, что бы он ни говорил, будет обездолен товарищами.
Вот если бы у нас было дозволено составлять индивидуальную учебную траекторию для каждого домашнего учащегося! Положим, если у него есть «жилка», то есть склонность и способность к точным наукам, он углубленно занимается физикой, химией, биологией, а гуманитарными предметами – так, чуть-чуть. А другой, напротив, – историей, литературой, психологией... И при этом они посещают разновозрастные детские творческие коллективы – спортивные, музыкальные, рисовальные и прочие, тратя на них столько сил и времени, сколько есть в наличии.
Но увы, это только мечта. У государственной школы другие задачи!
Представим себе, однако, что все необходимые условия для нормальной успешной домашней школы у нас налицо:
1) любовь, доверие, уважение, радость общения между родителями и детьми;
2) выдающиеся дидактические способности у родителей;
3) доступ к тщательно подобранным библиотекам;
4) свобода всех участников домашней школы от давящей внешней опеки.
И тогда у домашнего обучения появится блестящая перспектива.
Вот несколько примеров, взятых из жизни.
Страдая «воспитательной лихорадкой», отец Иоганна Вольфганга Гете наделил мальчика чудовищным количеством первоклассных познаний, которые дали возможность еще очень юному Гете стать универсальным гением.
Отец другого лидера неогуманистов, Фридриха Августа Вольфа, сообщал сыну с пеленок немецкие слова вместе с латинскими, благодаря чему латинский стал для него вторым родным языком. С четырех лет малыш стал изучать французский и греческий языки. Восьми лет был принят в третий класс гимназии, где читал по-гречески уже свободно, как, впрочем, и по-итальянски, по-испански, по-английски.
Джон Стюарт Милль, логик, философ, политэконом, политолог, публицист и общественный деятель, в самом раннем детстве настолько усердно занимался со своим отцом, влиятельным историком, философом, экономистом и педагогом Джеймсом Миллем, труднейшими науками: психологией, историей, правом и другими, что даже несколько занемог от усиленных трудов. Это не помешало ему вскоре настолько окрепнуть, чтобы оказать благотворное влияние на всю европейскую и мировую культуру.
Таких примеров немало, показывающих, что мы не знаем и не можем узнать, пока не попытаемся, резервов развития нашего ребенка. Так будем же пытаться!
За такое домашнее образование, хотя бы за право на него, необходимо БОРОТЬСЯ.
Борис Бим-Бад,
российский педагог, действительный член (академик) Российской академии,
образования, доктор педагогических наук, профессор

  • 1

Учиться жить с людьми – важнее, чем знания

Бывают моменты, когда не обойтись без семейного образования – например, для больного ребенка с особыми показаниями – прием лекарства по часам, нужно лечиться и учиться дома.

В таком положении была моя дочь, в 4-м классе попавшая в ДТП и целый учебный год находившаяся на домашнем обучении. И я на своем опыте убедилась, что в нем есть немало отрицательных сторон для развития ребенка. К учительнице у меня нет претензий – она старалась дать моей дочери все и даже больше того, поддерживала ее связь с классом. Но за это время девочка отвыкла от коллектива, не изучала английский язык (в начальной школе для домашнего обучения его нет в программе), привыкла к расслабленному поведению дома. Также для нее не было уроков рисования, музыки и труда. Когда вернулась в 5-м классе к обучению в школе, было довольно трудно привыкать к режиму школьной жизни, к тому, что многое приходится делать самостоятельно в домашнем задании, а особенно много проблем было в отношениях с одноклассниками. Нет, ее не обижали, даже боялись как-то задеть ее ненароком, обходили подальше. Но класс за это время пережил какие-то события, о которых она не знала, дети разбились на какие-то устойчивые дружественные пары, играли вместе, общались, а она осталась без подруг. Это усугублялось тем, что в классе было нечетное количество детей и моя дочь сидела одна. Обращения к классному руководителю о включении моей дочери в жизнь класса оканчивались каким-то поручением, которое она выполняла одна, и это не требовало, чтобы она присоединилась к какой-то группе детей. Это продолжается и сейчас, в 11-м классе. Она уже привыкла к этому одинокому состоянию, и, несмотря на мои усилия, по-прежнему живет в каком-то своем, отдельном от одноклассников мире и уже не хочет вникать в дела класса. Я считаю, что это нехорошо и сулит большие проблемы в будущем.

Те дети, которых родители стремятся без особых причин обучать дома, думаю, имеют еще больше проблем в общении со сверстниками. Не получится оставить ребенка в изоляции на всю жизнь, а именно в детстве и подростковом возрасте он учится жить с людьми. И, может быть, это даже более важно, чем знания.

Ольга Столбовская,
учитель истории и обществознания, МОУ Матвеево-Курганская школа № 1 Ростовской области

Re: Учиться жить с людьми – важнее, чем знания

Значит, или Вы сами изолировали ребенка, или она по характеру не общественный человек.

На многих примерах, в том числе и на примере собственных троих детей, я убедилась, что положение ребенка в детском обществе зависит в первую очередь от его личных свойств. Я не беру, конечно, маргинальные детские коллективы. Ребенок, бука и одиночка по характеру, остается одиночкой, хоть он один в классе сиди, хоть впятером. А активный и дружелюбный, располагающий к себе, всегда будет окружен друзьями. Это разные характеры. Но в жизни нужны и одиночки, и коллективисты, и то и другое нормально.
Семейное образование не преследует цели изолировать ребенка от детского общества, это Вас кто-то обманул. Наоборот. У ребенка-семейника, посещающего пять-шесть разных кружков и секций вместе с мотивированными, увлеченными одним делом товарищами, НЕТ и НЕ МОЖЕТ быть проблем социализации. А вот у ребенка, вынужденного принудительно общаться с произвольно набранным классом, где ему никто не нравится -- могут и еще какие.

Учим сами – хлопот меньше

Мою внучку еще до школы признали гиперактивной. Схватывает все быстро, но сидеть спокойно не может. Еще до школы читала и считала, прошли с мамой тетради 1-го класса. Ходит на карате с четырех лет.
Пошли в обычную школу. Проучились первую четверть, из-за поведения пришлось уйти из школы. Знаний не прибавилось. Не смогли сидеть за партой, а дома можно и под столом учиться. Конечно, это много нервов мамы. Ушли в частную школу, но фактически мама учила дома, а в школе писали контрольные один раз в четверть. Стоило это недорого, порядка двух тысяч до конца года. Дома занимались примерно по два часа ежедневно. С материалом справлялись хорошо. До конца года прошли по тетрадям половину 2-го класса, а школьные товарищи программу и первого не осилили. Стала более усидчивая, в этом году пошли в обычную школу во 2-й класс. (Посмотрим, что получится.)
Сперва очень переживали, как это – самим учить, оказалось вполне нормально, и хлопот меньше, не надо вставать рано, не надо встречать и провожать, не надо вечером с ревом делать домашнее задание. Кроме уроков дома, также ходили на кружки после обеда: английский, шахматы, карате, пение, гуляли с этими же ребятами. Мама сидела со вторым ребенком.
Дома идет обучение значительно лучше.
Анатолий Булатов

В школе нет социализации

Я теоретик, моему ребенку всего год, но мне кажется, что в школе нет никакой "социализации", ребенок видит только ограниченную группу людей, которых не может выбирать или поменять, общаться с ними можно только на переменах - от звонка до звонка. И эта группа искусственно навязана, чего не бывает в реальной жизни (разве что кроме армии и тюрьмы). В жизни людей объединяют общие интересы.
У хоумскулера возможностей для социализации намного больше, он не ограничен ни возрастом, ни районом проживания потенциальных друзей. Хоумскулер может выбирать, с кем общаться, находить людей с похожими интересами, учится у них и учить их, видеть реальный мир и настоящие взаимоотношения. Хотя нужно заметить, что создание такой среды для социализации требует от родителей некоторых усилий.
Многие взрослые подозревают детей в плохом, что их надо насильно учить, насильно социализировать, насильно навязывать им друзей, ведь если всего этого не делать, то ребенок ляжет на диван и будет плевать в потолок. Наверное, это очень сложно - жить, когда кругом враги, которых надо победить. Семейное обучение предполагает в детях хорошее: что они активны, любопытны, трудолюбивы, общительны. И если дать им возможность, пример, создать среду - они сами отлично научится жить в обществе.
Мария Алиханова

Re: В школе нет социализации

Написала свое, а потом увидела, что Вы уже все это сказали. Не сочтите за плагиат. Я подписываюсь под каждым Вашим словом. В первую очередь ребенок-семейник не травмируется принудительным неприятным общением -- а имея здоровую психику, он везде сможет вписаться.

Edited at 2012-10-06 05:20 am (UTC)

  • 1