Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школьный контроль
eurekanext
максименко_ЖЖ
Существует ли семейное образование? Нормативно – да, безусловно. А на деле?
На деле, на мой взгляд, его не существует. Сегодняшняя нормативная база под семейным обучением подразумевает лишь перекладывание ответственности со школы на семью. Справедливости ради заметим, что при этом семье еще и уходит НПФ, но сути это не меняет.
Когда в удаляющемся столь стремительно прошлом дети обучались в семье – там решались какие-то конкретные, но установленные семьей задачи. Могла быть задача поступить в какое-то учебное заведение, а могло и не быть таковой. Никто никак не контролировал семью.
Что мы имеем сегодня? При переходе на семейную форму ребенок всё равно оказывается в кабале зачетов, экзаменов и прочих атрибутов школы. Иначе говоря – да простят меня дамы! – если я хочу воспитать дочь, чтобы хорошо готовила, умела вести домашнее хозяйство, разбиралась в искусстве, играла на музыкальных инструментах, рисовала и т.п., но при этом не знала бы закон Бойля–Мариотта и теорему Ферма – мне этого сделать не дадут! Ибо по закону нужно всё равно сдавать зачеты, соответствующие неким программам и т.п.
Более того, ребенок всё равно остается приписанным к некоей школе. То есть просто учиться в семье без привязки к школе и школьным программам – не может.
Конечно, у семейной формы есть определенные преимущества, кто бы спорил. Но эти преимущества даются высокой ценой постоянного контроля со стороны школы.
Все удачные опыты тех, кто перевел детей на семейную форму, по сути – удачно достигнутые договоренности с государством. Безусловно, никто не мешает в семье обучать ребенка и тому, чего не может и не хочет давать школа, но никто не мешает делать это и при стандартной очной форме обучения.
Конечно, семейная форма высвобождает определенное время ребенку, конечно, она дает возможность индивидуализации процесса, но при этом ребенок и родители всё равно оказываются закабаленными школой, путь эта кабала и не столь явственна, как при очной форме, но она есть.
Измеритель в виде ЕГЭ (вне зависимости от отношения к нему) сводит почти на нет возможности, которые по идее есть у семейной формы.
Оценивать результат может только тот, кто результат заказывает. На мой взгляд, семейная форма должна полностью выводить ребенка из-под контроля государства, передавая все без исключения полномочия семье.
Хотя для меня приоритет явно не за семейной формой, а за общественно-государственными школами, когда институализированное общество (пусть это три-пять родителей даже) реализует свои задачи на основе гарантий бесплатности, иначе говоря, на основе НПФ.
Павел Максименко

  • 1
Действительно, наибольшее зло государственного регулирования в сфере образования - навязывание всем без исключения т.н. госстандартов. Почему-то чиновники считают себя вправе решать за родителей, какие знания необходимы их детям. Мне кажется, главный критерий хорошего образования - это повышение ценности человека в обществе, его стоимости на рынке труда и уважения со стороны окружающих. Загружая ребенка кучей второстепенных, абстрактных знаний школа в то же время лишает его возможности общения с людьми разного возраста, интеллектуального уровня и жизненного опыта. Очень мало времени и сил остается для развития природных склонностей и интересов ребенка. Семейное образование решает эти проблемы лишь отчасти.

Передавать все полномочия семье нельзя потому, что немедленно найдутся семьи, где переведут на семейное ради получения денег НПФ, а учить не будут. Как с усыновителями и патронатными семьями происходит.
Надо значительно усовершенствовать юридическую базу, возможно, позволить учитывать дополнительное образование (музыкальные, художественные, спортивные школы, кружки) за предметы -- где есть такая возможность; позволить самим родителям выбирать программу, как это вправе делать учитель; но полностью освобождать от всякого контроля эту сферу я бы не стала. Конечно, надо ограждать таких родителей от беспредела школы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account